А. И. Герцен: в истории русской и мировой литературы

5.01.2010

В историю русской и мировой общественной жизни и литературы А. И. Герцен вошел как замечательный политический деятель, талантливый публицист, философ, социолог, писатель. Его роль в русском освободительном движении, в подготовке русской революции была глубоко раскрыта в статье «Памяти Герцена» (1912), где содержатся важнейшие оценки политической и художественной деятельности Герцена на ярком фоне исторической жизни России и Западной Европы. Место Герцена в истории русского освободительного движения: он был дворянским революционером, вставшим в 60-е годы на сторону революционной демократии.

Его деятельность явилась связующим звеном между первым и вторым этапами освободительного движения в России. Высоко оценил  и философские воззрения Герцена, который «сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени». Будучи соратником и единомышленником Белинского, Герцен стремился связать свои философские искания с задачами освободительного движения.

В 1847 г. Герцен уехал из России. В Западной Европе и прежде всего во Франции назревали революционные события. Русский писатель надеялся увидеть там осуществление самых заветных своих социалистических идеалов. Вместо этого он стал свидетелем поражения в 1848 г. буржуазно-демократической революции. Это привело его к духовной драме.

И все же Герцен не мог долго оставаться на позициях горького скептицизма, отрицания социального прогресса и роли передовых общественных движений. Все надежды теперь он возлагает на русский народ. Ему казалось, что именно России суждено избежать капиталистического пути развития, избежать пролетаризации крестьянства и ранее других создать социалистическое общество, предпосылкой которого, как он считал, была русская крестьянская община. Тем самым Герцен стал одним из основоположников русского народничества. Он писал, что «человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник». Понятно, что социалистические взгляды Герцена были утопическими, однако они сочетались с его революционно-демократическими взглядами, к которым он подходил, освобождаясь от либеральных иллюзий (хотя процесс этот был длительным и трудным).

За границей Герцен развернул широкую, многогранную и очень напряженную общественно-политическую работу. Он счел первоочередной задачей познакомить зарубежного читателя с демократической и революционной Россией. Его работа «О развитии революционных идей в России» (1850) является важнейшим документом, свидетельствующим о росте политического самосознания у представителей русского освободительного движения.

Важное место в этой работе занимают суждения Герцена о русской литературе, в которой он отмечал нарастание освободительных идей, напряженную борьбу за освобождение человеческой личности, страстную защиту интересов закабаленного народа, выражение его надежд и чаяний. «У народа, лишенного общественной свободы,— писал Герцен,— литература — единственная трибуна, с высоты которой он может услышать крик своего возмущения и своей совести».

В начале 50-х годов Герцен переезжает в Лондон и основывает там Вольную русскую типографию. С 1855 г. он издает альманах «Полярная звезда», утверждая преемственность революционной традиции. Название альманаха и силуэт пяти казненных декабристов на обложке подчеркивали эту преемственность революционной традиции. Оживление общественного движения в России привело Герцена к мысли об организации такого периодического органа, с помощью которого можно было бы более быстро откликаться на актуальные проблемы русской жизни. Так возникла газета «Колокол», издание которой Герцен считал самым важным делом своей жизни. Социальная острота материалов, помещаемых в «Колоколе», их злободневность, резкая антикрепостническая направленность, публицистический талант Герцена — все это закономерно привело к исключительной популярности издания. На примере Герцена, писал Ленин, пролетариат учится понимать, что   «беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы».

Начало литературной деятельности Герцена относится к периоду его первой ссылки (вторая половина 30-х годов). Его ранние произведения написаны в популярном тогда романтическом духе: преимущественное внимание уделялось конфликту романтического героя с «бесчувственной толпой» и «низкой действительностью». В первых произведениях, являвшихся по форме автобиографическими отрывками, драматическими сценами, были заметны религиозные настроения, ощущалась абстрактность возвышенных идей положительных персонажей. Однако период романтической восторженности оказался у Герцена не продолжительным. Он вспоминал впоследствии: «Реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».

Новые принципы художественного отражения действительности были освещены писателем прежде всего в «Записках одного молодого человека» (1840) и в продолжении, вскоре появившемся: «Еще из записок одного молодого человека» (1841). Мы снова встречаемся здесь с привычным противопоставлением мечтательного юноши-идеалиста, преисполненного самых благородных стремлений, с грубой повседневностью. Новое в разработке сюжета заключается в том, что внутренний мир героя не остается неизменным, как это бывало ранее. Попав в город Мали-нов (Герцен в данном случае использует свои впечатления от Вятки — места ссылки), он начинает понимать, как много утопического было в его прежних романтических мечтах, как плохо знает он реальную жизнь и как трудно ее переделать. Романтические убеждения героя подвергаются критике другого положительного персонажа повести — Трензинского, призывающего не мечтать, а действовать. Впрочем, сам Трензинский пережил в свое время крушение собственных иллюзий утопического социализма, и теперь он, ощущая себя неудачником, приходит к трезвому пониманию очевидной власти обстоятельств.

В «Записках…» намечены те темы, образы, мотивы, принципы изображения действительности, которые стали основными для творчества Герцена 40-х годов. Реалистическая сила «Записок…» была высоко оценена Белинским, который увидел в них незаурядное мастерство молодого писателя: иронию, нередко возвышающуюся до сарказма.

Литературная и общественно-политическая деятельность Герцена, его выдающаяся роль в освободительном движении имели большое значение для активизации борьбы всех народов нашей страны с самодержавием и крепостничеством. Особое внимание в своей революционной пропаганде Герцен уделял Украине. Он интересовался ее историей, борьбой украинского народа за свое освобождение от польской шляхты, его культурой, бытом, языком. В «Колоколе» публиковались материалы о жестоком подавлении крестьянских восстаний на Украине в дореформенный и после-реформенный периоды. Издания Вольной типографии Герцена широко распространялись на Украине, пользовались популярностью среди прогрессивных кругов украинской общественности. В первую очередь это относится к Шевченко. Он впервые познакомился с книгами, выпущенными Герценом в Лондоне ‘, вскоре после освобождения из ссылки. После прочтения одной из статей великий поэт, называя Герцена «апостолом нашим», благодарил его в своем Дневнике за «сердечное, задушевное, человеческое слово» (запись от 11 ноября 1857 г.). Материалы, ставшие известными Шевченко из изданий Герцена, активизировали, в частности, его интерес к декабристской теме.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » А. И. Герцен: в истории русской и мировой литературы, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: А. И. Герцен: в истории русской и мировой литературы.

    
    Наверх