Александр Гончар: творчество как судьба

10.02.2010

А. Гончар постоянно видел, как в нашем, казалось бы, гармоническом и гуманистическом обществе жестоко сошлись в поединке Разрушитель и Строитель. Но писатель постоянно утверждал, что надо стремиться совершенствовать свой дух, увековечивать лучшие идеалы в работе, в своих творениях.

В творчестве А. Гончара доминирует образ автора или художественное «я» – весь тот комплекс морального и духовного выражения индивидуальной сути художника, который динамично взаимодействует с ежедневной реальностью общественного бытия. Это «присутствие» автора ощутимо в его эмоциональной тональности, которую называют еще «погоней за идеалом». Поэтому, и творчество А. Гончара не холодное, спокойное зеркало, которое бесстрастно отображает действительность, а живая, эмоциональная, пульсирующая сила, которая выражает природу и духовный мир современного человека.

Через все произведения А. Гончара проходит тревожное пульсирующее раздумье над смыслом человеческой жизни. Познав во всей ужасной человеконенавистнической сути фашизм на фронтах Великой Отечественной, писатель во всякое время задумывается над тем, почему это стало возможным, почему наше поколение себя опозорило такими преступлениями и разрушениями. Поэтому художник и возвращает нам, читателям, страшные дни фашистских преступлений, открывает гуманистическую миссию Советской Армии и утверждает необходимость духовного и морального облагорожения человека, общества, человечества. Этими тревогами-рассуждениями пронизаны все произведения: девять романов, шесть повестей, много рассказов – от «Знаменосцев» к рассказу «Черный Овраг», повести «Далекие костры». Цель писателя-гуманиста возродить в людях, в молодом поколении выращенное на основных принципах народной этики и морали, христианских заповедях чувства соборности человеческих душ, усилить осознание духовной родственности всех жителей Земли. Ведь – борьба и вера! Надо верить в Россию, в ее народ и в его будущее, в возвращение словам их праведного содержания. Такая задача должна стоять перед каждым современником, для которого интересы родного народа, его правда, его воля – определяющий критерий человеческого бытия.

Сохраняя и совершенствуя определяющие основы творческого мышления, которые можно было бы считать индивидуальным творческим методом – поэтическим реализмом.  Это можно проследить, рассматривая романы «Знаменосцы», «Человек и оружие», «”Собор», «Берег любви», как возрастает драматизм новых разногласий воспроизводимой реальности.

Общечеловеческие проблемы. К этим проблемам произведения принадлежат: наследственность поколений; моральное оздоровление человечества; заботливое отношение к духовным  ценностям; социальная справедливость и моральные принципы; прошлое, современное и  будущее человечества. Воплощением этих проблем выступает собор как духовный образ, который достигает масштабов Вселенной. Эти проблемы писатель старается показать в поступках своих героев со всеми проявлениями, как положительными, так и отрицательными. С особым вниманием А. Гончар относится к каждому их поступку и помыслу. Важнейшими среди них есть вопросы: отношения родителей и детей, влияние старшего поколения на молодое; «батькопродавцы», «духовные браконьеры», кто они?; трудная судьба молодого «беспаспортного» поколения; трагедия женского сердца, выбор личного счастья. Все эти вопросы объединяются между собой, плавно подводя нас к главному вопросу: сможет ли молодое поколение спасти «соборы своих душ», если оно разрушает экологию, уничтожает природу?

По жанру «Собор» является проблемно-философским романом. События в произведении разворачиваются медленно, без интригующих поворотов. В каждом из разделов рассказывается об одном из героев, хотя все они; объединены идеей собора как ячейки духовности. Количество героев в произведении небольшое и это дало автору благоприятный случай для более яркого описания каждого персонажа. А. Гончар изображает жизнь героев романа в обычной и дорогой для них среде: Зачиплянка, заводы за Днепром, село Вовчуги и т.п.. Темой романа «Собор» есть сохранения духовного наследства, культуры, языка, искусства, исторических святынь украинского народа, защита этих достижений от посягательств карьеристов-выдвиженцев, бюрократов-чиновников. В произведении воплощается мечта Олеся Гончара о гармоническом существовании духовности, прогресса города и села, личности и общества, исторической и современной реальности.

Образ собора выступает в романе художественным символом самой Украине. Как и собор, ее духовность стоит на  подмостках обещаний светлого будущего. Этот образ объединяет воедино все сюжетные линии произведения. Известно, что во второй половине XVIII века по приказу Екатерины II русское войско коварно разрушило Запорожскую Сечь,  легендарное казачество решило оставить о себе светлую память – построить соборы (один из них сохранился в Новомосковском и вдохновил А. Гончара при написании романа). Направленный в небо силуэт собора виден издали. «С какой точки видно собор, отовсюду!» Последовательно и страстно защищает А. Гончар в романе идеалы национальной духовности, так как есть такая жизненная мудрость: жизнь без работы – преступление, без искусства – варварство.

Персонажи романа относятся к собору в зависимости от  своего духовного развития, эрудиции, понимания места исторического прошлого, экологии в нашей современной жизни и, в конце концов, от обычной человеческой  совести и уровня культуры. Николай Баглай – наиболее духовно богатый персонаж романа. Он глубоко убежден, что на Зачиплянци живут хорошие люди. Поэтому и влюблен в свой заводской поселок, но собор наполняет его смыслом бытия. Он  очарован художественным совершенством собора, гармонической симфонией днепровских берегов. Моральные принципы молодого студента непоколебимы, он  уверен, что человек велик тогда, когда создает новый мир с чистой душой. Николай Баглай – злой враг диких и циничных потребителей жизни типа Таратут, Володек… Этим образом автор утверждает, что из соборности человеческих душ вырастает соборность наций.

Элька – наиболее привлекательный женский персонаж. (ее судьба непростая и драматическая. В поисках счастья ушла она из родного села в широкий, но жестокий мир. Девушка вырастала полусиротой без отца, а когда и мать в глинище придавило, стала круглой сиротой, будто былина при дороге. Элька возникает девушкой умной, способной критически мыслить. Девушка мечтала об «всемогущем чувстве» любви, стремилась жить и любить. Что помогло героине выстоять и сохранить свое достоинство? Именно духовность, – утверждает автор всем содержанием романа.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Александр Гончар: творчество как судьба, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Александр Гончар: творчество как судьба.

    
    Наверх