Анализ циклов К. Дебюсси и М. Равеля

6.05.2010

Сочинения К. Дебюсси и М. Равеля можно очень органично включить во многие темы, заявленные в программе. Например, в теме “Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ” можно использовать любую часть из “Детского уголка” (в особенности “Кукольный кэк-уол”) , или “Моей матушки гусыни”. В 4 классе в каждой четверти также возможно обращение к музыке импрессионистов – в темах “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы” (“Моя матушка гусыня”) и “Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись? ” (Здесь нужно включать произведения более показательные в плане импрессионистического стиля: “Облака”, “Паруса”, “Затонувший собор” К. Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э. Моне, Э. Дега, О. Ренуара) .

В теме “Музыкальный образ” сочинений импрессионистов могут быть представлены в различных вариантах. Предлагается как обращение к уже знакомым (“Маленький пастух” К. Дебюсси, “Разговор Красавицы и Чудовища”, “Мальчик с пальчик”, “Принцесса дурнушка” М. Равеля) так и к незвучавшим ранее произведениям “Девушка с волосами цвета льна”, Прелюдия к “Послеполуденному отдыху Фавна” К. Дебюсси, “Уиндина” М. Равеля) .

Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в тему “Что значит современность в музыке”. Здесь лучше привлекать сочинения, в которых претворяются элементы современного музыкального языка – в частности, джаза (“Кукольный кэк-уок”, “Генерал Лявин – эксцентрик”, “Менестрели” К. Дебюсси) .

В своей Программе Д. Б. Кабалевскии ограничивается очень узким кругом произведении импрессионистов: “Празднества” К. Дебюсси, “Хабанера” и “Болеро” М. Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих произведениях, то вероятность их полноценного восприятия детьми очень мала.

Нам видятся по крайней мере два пути решения этой проблемы: 1) систематическое обращение к сочинениям импрессионистов по принципу “от простого к сложному”, приводящее к пониманию многокрасочных, насыщенных звучании и выстроенной совершенно по-особому логики развития образов в “Празднествах”, “Болеро” и др. подобным им крупных оркестровых произведении, 2) при отсутствии первой возможности вероятно необходима замена столь сложных образов музыкального импрессионизма на более доступные для восприятия школьниками (как по тематике, так и по композиторскому языку) .

Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень органично могут включать в себя произведения К. Дебюсси и М. Равеля. В целом Программа Д. Б. Кабалевского дает весьма широкие возможности привлечения сочинений импрессионистов на уроках музыки в школе.

Подробно проанализировав программы Н. А. Терентьевой, Ю. Б, Алиева, Д. Б. Кабалевского, мы убедились, что у каждого из них свой подход к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.

Н. А. Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже во втором классе включает в уроки музыку К. Дебюсси и М. Равеля, привлекая на помощь другие виды искусств. Темы уроков очень органично включают в себя предложенные автором произведения.

Ю. Б. Алиев в своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей и художественных направлений. Он предлагает произведения не только для слушания, но и для пения.

Сочинения композиторов-импрессионистов включены и в Программу Д. Б. Кабалевского. Он привлекает их в качестве материала для слушания.

Мы предложили некоторые варианты дополнений проанализированных программ, которые заключаются в более раннем обращении к сочинениям К. Дебюсси и М. Равеля, в расширении репертуара за счет детской фортепианной музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистических сочинений.

К. Дебюсси и М. Равель – самые яркие представители импрессионизма в музыке. Творчество этих композиторов включает большой круг разножанровых произведений, предназначенных для разных исполнительских составов. Музыкальный язык импрессионистов яркий, насыщенный, но очень сложный. Мы решили, что лучше осуществить знакомство школьников с музыкой импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей: “Детский уголок” К. Дебюсси и “Моя матушка-гусыня” М. Равеля, поскольку в них музыкальный язык достаточно упрощен. И даже один из авторов (М. Равель) говорил, что “намерение воспроизвести в этих пьесах поэзию детства привело… к упрощению моего стиля и очищению моего почерка”. (цит. по 21, с. 84) . Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих композиторов (как целиком, так и в виде фрагментов) . Предлагаемый материал может служить пособием для учителя музыки, желающего познакомить учеников с детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

В 1908 году К. Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием “Детский уголок”. Это произведение он посвятил своей горячо любимой дочери Эмме: “моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует”. Все пьесы “Доктор Gradus ad Parnassum”, “Колыбельная Джимбо”, “Серенада кукле”, “Снег танцует”, “Маленький пастух”, “Кукольный кэк-уок” – это небольшие зарисовки, в которых композитор мастерски создал образы и картины детства.

В “Детском уголке” К. Дебюсси обратился к форме сюиты, возрожденной композиторами-романтиками. Новая “романтическая” сюита существенно отличалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами. В сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы, как: а) стремление к конкретности музыкальных образов, к программности, которое проявляется у К. Дебюсси в названии не только цикла, но и каждой миниатюры; б) свободное тональное сопоставление частей: все пьесы написаны в разных тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur) , с явным преобладанием мажорного лада. Сочетание мажорных тональностей с оживленными темпами не случайно – оно явно отражает жизнерадостность, любознательнось, подвижность, свойственные поведению детей. С этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть жанровые сценки-”Серенада кукле”, “Кукольный кэк-уок”, “Колыбельная Джимбо”;портретные зарисовки-”Маленький пастух”;волшебный пейзаж, рожденный детской фантазией-”Снег танцует”) .

Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая окраска. Музыковед Н. Копчевский пишет, что тонкий авторский “юмор заключен уже в английских заголовках сюиты и ее частей – это как бы шутливое обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской “мисс”"(15, с. 171) . Юмористическое настроение создает пародирование этюдов М. Клементи (сборник “Gradus ad Parnassum”-”Путь к Парнасу”) и известной музыки Р. Вагнера (“Тристан и Изольда”) . Переосмысление тем и музыкальных образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.

Фортепианная сюита К. Дебюсси “Детский уголок” – произведение, в котором воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а целом чудесный и добрый мир детства. И хотя сочинение было создано в начале века, главные герои сюиты – кукла, игрушечный слон, пастушок – любимы, близки и понятны современным детям.

Страницы: 1 2 3 4

Понравилось сочинение » Анализ циклов К. Дебюсси и М. Равеля, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Хрестоматия мировой литературы

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Анализ циклов К. Дебюсси и М. Равеля.

    
    Наверх