Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза»

13.07.2011



 Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы «Гроза» написано: «Декорация первого действия. Сумерки». Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором «гроза» не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия о добре и зле, ее мечты о полете остались мечтами, она не смогла вырваться из сумеречной реальности того времени. А жаль…

 Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к красоте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: «Отчего люди не летают? . Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

 Ей, рвущейся к необыкновенному, и сны снятся чудесные: «Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху»…

 Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями мещанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважаемым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она размышляет: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!., что в могилу! В могиле лучше… А об жизни и думать; не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!»

 Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе чрезвычайно сильны, ее стихийный протест против всего, что гнетет человеческую личность, настолько действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Н. А. Добролюбов пишет: «Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет?»

 Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарактерный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступленно кричит: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…»

 К сожалению, протест Катерины, ее гибель оказались напрасными. Жалкий бунт Тихона будет вскоре подавлен, это ясно, не зря Кабаниха обещает разобраться с ним дома. Борис, собственно, и сам просил у Бога быстрой смерти для Катерины — жалкое существо, недостойное такой высокой любви, раб дяди, обыденности, сумеречного мира. Кулигин, при всех своих ученых знаниях, тоже не борец, все, на что он способен, сарказм: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она перед судией, который милосерднее вас!»

 …Декорация первого действия. Сумерки.

Драма «Гроза» была написана Островским накануне революционной ситуации в России, в предгрозовую эпоху. В основе пьесы заключен конфликт непримиримых противоречий между отдельной личностью и окружающим обществом. Причина конфликта и всех

несчастий – деньги, Деление общества на богатых и бедных. В пьесах Островского звучит протест против деспотизма, лжи, угнетения человека человеком. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». Борьба за человека за его право на свободу, счастье, осмысленную жизнь – вот та проблема, которую Островский решает в пьесе «Гроза».

Как развивается основной конфликт драмы? Человек сильный, свободолюбивый попадает в чуждую ему среду, в семью, где душат личность. Трагедия Катерины заключается в том, что она чужда семье Кабановых: она воспитывалась в свободной атмосфере. Любимая дочь в семье. В семье Кабановых все строится на обмане, лжи. Нет искреннего уважения между членами семьи, все живут под страхом мамаши, под тупым подчинением.

Катерина – натура поэтическая, она чувствует красоту природы и любит ее, она очень искренне хочет любить, но кого?! Она хочет любить мужа, свекровь.

Может ли женщина проникнутая свободой, любовью к природе, с сердцем птицей смирится с насилием, ложью, которая царила в семье Кабановых.

Взаимные отношения самодурства и безгласности довели ее до трагических последствий.

Религия приносила поэзию Катерине, ведь книг она не читала, грамоты не знала, а черты народной мудрости, обличенной в религиозную форму, приносила ей церковь – это прекрасный мир народного искусства, фольклор, в который была погружена Катерина.

Задыхаясь в доме Кабановых, тоскуя по воле, по любви, по истинно добрым человеческим отношениям, Катерина не мирится с неволей, в уме ее смутно, неясно рождается мысль о том, как бы уйти из опостылевшего дома. Но эти чувства надо подавить (она жена Тихона). Страшная борьба происходит в сердце молодой женщины. Мы ее видим в разгаре напряженной внутренней борьбы. Она полюбила глубоко и честно Бориса, но всячески пытается подавить в себе живое побуждающее чувство.

Она не хочет видеть любимого она страдает.

А гроза? Зачем говорится в первом действии о надвигающейся грозе? Это явление природы. Гроза душевная кажется ей греховной и страшной. Мир религиозных представлений противоречит тем живым чувствам, которые в ней просыпаются. Грех

пугает Катерину.

Как же развивается конфликт в ее собственной душе?

На слова Катерины, что она не умеет обманывать! Варвара возражает: «У нас весь дом на этом держится». Но Катерина не принимает морали «темного царства». «…Не хочу я так!…Уж я буду лучше терпеть, пока терпится!». «А уж не стерпится,…так уж не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь.»

«Эх, Варя, ты не знаешь моего характера. Конечно, не дай Бог этому случится!» «И хочу я себя переломить, да не могу никак»…. «Нынче ночью меня опять враг смущал. Ведь я, было, из дому ушла». Происходит внутренняя борьба. Что сказывается в этой мучительной борьбе? Сила? Слабость? Себя переломить – это значит остаться верной женой человека, которого она не любит. (Да и не за что его любить.) Но рабой в доме Кабанихи быть не может женщина с сердцем вольной птицы. И ей кажется, что ее призыв к воле – искушение дьявола.

Наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж не стоит не только любви, но и уважения. И вот последняя вспышка напряженной внутренней борьбы. Сначала выбросить ключ: ведь в нем таится погибель (погибель духовная, она боится не домашних, а погубить свою душу.)

«Бросить его?! Нет, ни за что на свете!» Сцена свидания открывается народной протяжной песней, которая подчеркивает трагизм любви Катерины к Борису.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришел, погубитель мой?» «Ты меня загубил!» Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя его сознательно идет на верную гибель. Сильный характер! Глубокое чувство! Завидное чувство! Так любить может далеко не всякий. Я убеждаюсь в необычайной духовной силе Катерины. «Нет, мне не жить!» В этом она уверена, но страх перед смертью ее не останавливает. Любовь сильнее этого страха! Любовь победила и те религиозные представления, которыми скована, была ее душа. «Ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда». «Ведь он камнем ляжет на душу» – говорит Катерина при встрече Борису, и признается ему, что ради любви «греха не побоялась». Любовь ее оказалась сильнее религиозных предрассудков.

Гроза, которая собирается в первом действии, здесь разразилась над бедной жертвой «темного царства». А борьба в душе Катерины еще не завершена. Но я уверен в том, что Катерина не безответная жертва, а человек с сильным, решительным характером, с живым вольнолюбивым сердцем птицы.

Не побоясь кары, она убежала из дому, чтобы простится с Борисом. Она не только не прячется, она во весь голос зовет любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, любовь моя!»… «Откликнись!»

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Анализ финальной сцены драмы А. Н. Островского «Гроза».

    
    Наверх