Античная литература: изложение легенды «Прикованный Прометей»

23.12.2009

Действие происходит в горной местности далекой Скифии. Бог огня, кузнец Гефест, божества Власть и Сила, исполнители воли Зевса, ведут к утесу Прометея, чтобы приковать его к скале. Прометей рассказывает «ветрам быстрокрылым», рекам, «морским неисчислимым волнам», всей земле и солнцу о своих страданиях, об участи своей.

Прометей говорит, что предается страданиям за те благодеяния, которые он принес смертным — людям. Для них он украл у богов огонь, спрятал его в стволе пустого тростника. С тех пор огонь стал людям помощником во всехделах, научил их разным искусствам.

Когда Прометей говорит последние слова, до него доносится шум колесницы, несущейся по небу. Прометей встревожен. Он не ждет ничего хорошего от возможных пришельцев. И боги, и герои теперь его враги. Шум колесницы напоминает Прометею звуки, которые издают несущиеся по небу птицы, рассекающие крыльями эфир. Появляются дочери титана Океана — Океаниды,которые успокаивают Прометея. Они примчались на быстрокрылой колеснице, едва уговорив своего отца и «не успев надеть сандалий». Океаниды увидели Прометея висящим на скале и закованным в цепи. Выполняющие в трагедии роль Хора, они сокрушаются об участи героя, говорят ему, что все, кроме Зевса, сочувствуют ему. Гнев Океанид направлен на Зевса, который ненасытен в своей злобе и ненависти.

Несмотря на жестокие страдания, Прометей преисполнен решимости противостоять Зевсу. Он напоминает, что еще может понадобиться грозному Зевсу, потому что знает великую тайну скорого падения его могущества и власти. Хор восхищается смелостью и мужеством Прометея, но предупреждает его об опасности вольных речей: казнь может быть мучительной и долгой, а гнев Зевса неистребим. Хор спрашивает у Прометея, за какое преступление он несет такую муку. Прометей рассказывает Океанидам, что между бессмертными богами возгорелся мятеж, чтобы свергнуть Крона и сделать верховным владыкой Зевса. Прометей принял сторону Зевса, соединившись с Землей—Фемидой против Крона и его соратников. Но Зевс за эту помощь воздал Прометею ужасным наказанием:

  • «Ведь всем тиранам свойственна болезнь Преступной недоверчивости к другу!..»

Прометей, которому «больно говорить, но и молчать не легче», продолжает рассказ. Зевс сел на отчий трон и стал распределять почет и власть между новыми богами, но совершенно позабыл о людях, «несчастных смертных». Затем задумал Зевс нечто еще более страшное: истребить людей. И за род людской никто не вступился. Единственным их защитником от верной смерти оказался Прометей. Он пожалел их, но жестоко за это наказан. Прометей считает, что его казнь — позор для могущественного и властного Зевса.

Хор расспрашивает Прометея о его помощи людям. Прометей подробно перечисляет свои милости к смертным. Сначала он освободил человечество от умения предвидеть будущее. Это дало людям надежду на лучшее. Затем он подарил смертным огонь, и это совершенно изменило их жизнь. Хор говорит, что за это своеволие Прометей и наказан. Прометей не отрицает, что заранее понимал все значение своего поступка. Но он сознательно шел на помощь людям, «готовил казнь для самого себя». Правда, он не знал, что наказание будет таким мучительным.

Прометей просит хор сойти с небесной колесницы и «помучиться немного с тем, кто сейчас страдает. Ведь беда то к одному приходит, то к другому». Хор сходит с колесницы.

Вдруг в воздухе появляется крылатый конь, несущий бога Океана. Океан уговаривает Прометея смириться, чтобы наказание не стало еще страшнее. Он берется сам вымолить у Зевса прощение Прометею, но Прометей непреклонен. Он объясняет Океану, что не гордость мешает ему покаяться перед Зевсом. Ему стыдно за свой позор, ведь именно он помог нынешним богам получить их безмерную власть. Но Прометей не хочет снова рассказывать о своем участии в борьбе за власть, он говорит о том, какое значение имела его помощь человечеству. Он научил людей думать и понимать законы развития природы; затем рассказал им о том, как строить из дерева и кирпича. Благодаря помощи Прометея люди вышли из пещер, где они до этого прозябали.

Хор сочувствует Прометею. Он сокрушается, что отважный юноша от отчаяния теряет свой рассудок, но Прометей стремится закончить рассказ. Он не сказал еще о главном; благодаря его помощи люди обучились искусству врачевания болезней. Прометей подсказал им, как делать лечебные мази, как изготовлять лекарства. Затем он научил их приметам природы; дал умение распознавать пророческие сны и понимать их смысл; дал знание о «вещих голосах». Помощь Прометея пригодилась и тогда, когда человеку надо было понять законы окружающего мира: «приметы дорожные», жизнь животных и птиц, устройство внутренностей животных. Прометей рассказал смертным и о том, каких животных можно приносить в жертву богам и как понять «знаменья огня». До Прометея никто не подсказал людям, как им добывать полезные ископаемые, как их использовать. От Прометея у человечества и все знания об искусствах и науке.

Хор предрекает герою освобождение от оков и могущество, равное Зевсу. Он возражает, что верховная Судьба пока этого не решила. Прометей скрывает сокровенную тайну о будущем Зевса, и, если он сохранит ее, ему удастся освободиться от этих «позорных уз».

Вскоре появляется безумная И6, дочь бога реки Инаха. На скитания ее обрекла ревнивая Гера, жена Зевса, за любовь своего супруга к Ио. Чтобы утешить Ио, Прометей рассказывает ей об избавлении от безумия и о скором падении Зевса: престола и власти его лишит новая жена. Тринадцатый потомок Ио, сын Зевса, освободит Прометея, если к тому времени он будет еще в своих оковах. Хор оплакивает судьбу Ио.

Прометей торжествующе говорит о том, что ни один из могущественных богов не знает тайны падения Зевса и способа спасения от грозящей ему беды. Это известно только Прометею, который смеется над Зевсом, пока еще грозящим всем своими молниями и гневом. Испытывая муки казни, Прометей закаляется в страданиях.

Хор расспрашивает Прометея о будущем Зевса, но их диалог прерывает неожиданно появившийся Гермес, посланец Зевса. Гермес требует у Прометея сказать правду о новой жене Зевса, свадьба с которой отнимет у Зевса власть. Гермес напоминает Прометею, что его дерзость уже привела к страшной казни на скале, однако Прометей непреклонен. Он отказывается сменить свои мучения на унизительную роль раба Зевса. Гермес не понимает упорства Прометея и не считает себя причастным к его страданиям. Но Прометей объявляет, что испытывает ненависть ко всем богам, предавшим его и так несправедливо отплатившим ему за помощь. Какой бы казни ни предали его враги, к какой бы хитрости они ни прибегли, он будет мужественно хранить свою тайну. Прометей шлет вызов молнии и грому — они не могут сломить его решимости. Он отказывается далее разговаривать с жалким Гермесом.

Гермес видит, что «такое сердце просьбами не тронуть» и обещает Прометею за упрямство страшную казнь. Зевс придумал, низвергнув гром и молнию, раздробить утес, на котором висит Прометей. Упавшая скала покроет собой несчастного, а лохмотья его тела и печень будет ежедневно рвать орел, жестокий и кровожадный посланник Зевса. Мучения Прометея никогда не окончатся и будут вечными, потому что кентавр Хирон, умирая, подарил Прометею бессмертие. Гермес вновь призывает Прометея к благоразумию.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Античная литература: изложение легенды «Прикованный Прометей», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Краткие изложения сюжета произведений
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Античная литература: изложение легенды «Прикованный Прометей».

    
    Наверх