Брюсов В. Я. (1873—1924): самый культурный писатель Руси

16.01.2010

В период между двумя русскими революциями (1905 г. и Октябрьской 1917 г.) как никогда широко проявились разнообразнейшие творческие возможности Брюсова. Наряду с называвшимися здесь художественными произведениями в это время появляются лучшие работы Брюсова-пушкиниста, в частности литературоведческие трактаты о «Медном всаднике» и «Маленьких трагедиях», создается книга «Далекие и близкие» (1912), содержащая ценные наблюдения над творчеством русских поэтов «от Тютчева до наших дней», пишутся оригинальные исследования по теории стихосложения, объединенные в сборник «Опыты» (92—98), и, наконец, продолжается работа над переводами лучших образцов мировой поэзии — древнегреческой, римской, английской, немецкой, французской, итальянской, финской, латышской, армянской, украинской.

Октябрьскую революцию Брюсов горячо приветствовал. «Торжественнейшим днем земли» назвал он день 25 октября. В 1923 году, оглядываясь на пройденный творческий путь, Брюсов писал: «Переворот 1917 года был глубочайшим переворотом и для меня лично: по крайней мере, я сам вижу себя совершенно иным до этой грани и после ее» . С первых месяцев создания  государства Брюсов активно включился в его культурную жизнь. Он много работает в Отделе научных библиотек и в Литературном отделе Наркомпроса, читает лекции на рабфаке и в Московском университете, руководит в качестве ректора организованным им Высшим Литературно-художественным институтом, которому вскоре (1924) присваивается его имя. Брюсов также принимает деятельное участие в работе созданного А. М. Горьким издательства «Всемирная литература».

В 1924 году Брюсов делает попытки создать образ а («После смерти », «Белинский», «На смерть вождя», «Реквием»). Еще в апреле 920 года, в связи с празднованием 50-летия со дня рождения Владимира Ильича, Брюсов выступил с речью на торжественном заседании в Московском Доме печати, где, между прочим, сказал:

  • Мы знаем, что всякая героизация противоречит миросозерцанию Белинского; все мы учили, что земля движется по орбите, но это не мешает нам, однако, восхищаться восходом солнца утром, закатом его вечером, восторгаться им, когда оно стоит на небе в полдень.

В последние годы жизни Брюсов много работал над созданием так называемой «научной поэзии». По мысли автора, она должна была представлять собой совершенно новый вид поэтического творчества. Воссоздать в художественных образах логически стройную систему научных формул, схем, доводов и построений — так поэт мыслил свою задачу.

Многие из «научных» стихотворений Брюсова («Мир электрона», 1922; «Мир NN измерений», 1924; «Как листья в осень», 1922) продолжают вызывать читательский интерес, но в основном этот вид его поэзии надо отнести к числу творческих экспериментов, не давших положительных результатов.

Брюсов скончался 9 октября 1924 года, вскоре после того, как литературная общественность страны торжественно отметила его пятидесятилетний юбилей. Один из наиболее чтимых Брюсовым поэтов — Ф. И. Тютчев — писал:

  • Счастлив, кто посетил сей мир
  • В его минуты роковые.

Брюсов вспоминал эти слова в 1920 году, когда от имени писателей старшего поколения говорил: «…для нас, которые в молодости жили в чеховской России, теперешние события прямо фееричны».

 

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Брюсов В. Я. (1873—1924): самый культурный писатель Руси, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Брюсов В. Я. (1873—1924): самый культурный писатель Руси.

    
    Наверх