Товары

Что такое «грамматика»?

19.04.2011

Термин «грамматика» (из др.-греч. grammatike techne—букв письменное

Искусство» — от gramma «буква») неоднозначен: он обозначает и науку — раздел

Языковедения, и объект этой науки — объективно существующий в каждом языке

Грамматический строй. Последний понимается либо в широком смысле — как

Совокупность законов функционирования единиц языка на всех уровнях его структуры

(см. § 8), либо (чаще) в более узком смысле — как совокупность правил построения: 1)

Лексических единиц, прежде всего слов (и их форм) из морфем, и 2) связных

Высказываний и их частей — из лексических единиц, отбираемых в процессе речи

Каждый раз соответственно выражаемой мысли.

Все эти правила построения прямо или косвенно соотнесены с какими-то чертами

Передаваемого содержания. Так, в русском языке употребление или неупотребление

Возвратной частицы на конце глагольной формы отражает отчетливое различие в

Значении глагола (ср. моюсь — мою), а выбор формы согласованного определения может

Зависеть от реального пола соответствующего лица и, следовательно, указывать на этот

Пол, например в этот плакса и эта плакса, мой Саша и моя Саша. Иначе говоря,

Грамматические правила входят в общую систему соответствий между планом

Содержания и планом выражения языка, т. е – между значением (смыслом) и

Особенностями внешнего облика формируемых языковых единиц. Поэтому правила

Построения являются одновременно и правилами понимания выражаемых смыслов,

Правилами перехода от воспринимаемого адресатом плана выражения высказывания к

Закодированному в нем плану содержания.

Те элементы содержания, которые стоят за грамматическими правилами,

Называют грамматическими значениями. С этим понятием мы уже встретились выше,

Когда начали рассмотрение содержательной стороны слова (см. §95). Однако грам-матич

Еские значения представлены, конечно, не только в отдельных словах и их формах,

Но в еще большей мере — в осмысленных сочетаниях знаменательных слов и в целом

Предложении. Если в слове грамматические значения выражаются особенностями

Построения слова, его отдельными частями (например, окончаниями), чередованиями,

Ударением и т. д., то в словосочетании и предложении к этим грамматическим средствам

Присоединяются другие — порядок расположения слов, интонация, служебные слова,

Обслуживающие все предложение или словосочетание, и т. д. Грамматические средства

(или способы), применяемые в языках, являются формальными показателями

Соответствующих грамматических значений.

Своеобразие грамматических значений состоит в том, что они, в отличие от

Лексических значений, не называются в нашей речи прямо, а выражаются попутно, как бы

Мимоходом. Они сопутствуют лексическим значениям, которые одни только и

Называются прямо (именуются) в высказывании. Нетрудно, однако, убедиться в том, что

В создании целостного значения высказывания, а также значения всех его осмысленных

Частей грамматические значения играют весьма существенную роль, ничуть не меньшую,

Чем лексические значения использованных в высказывании слов. Ср., например,

Сочетания подарок жены и подарок жене (слова те же, но изменено одно окончание и

Получается совсем другой смысл); или достань палку! и достань палкой!: или — с более

Тонким различием — выпил воды и выпил воду; двести человек и человек двести (в

Последнем примере словоформы те же, но изменение порядка их расположения создает

Добавочное значение приблизительности); ср., наконец, одно и тоже слово вперед,

Употребленное в качестве однословного предложения с повелительной интонацией

(Вперед!) и с вопросительной интонацией (Вперед?). Именно грамматические значения

Организуют высказывание, делают его адекватным выражением мысли 1 .

Для того чтобы лучше понять, что такое грамматическое значение и какова его роль в языке, рассмотрим короткое, состоящее всего из двух слов, русское предложение

Петров—студент. Слова, входящие в состав этого предложения, выражают два

Лексических значения: 1) имя собственное Петров выражает представление о конкретном

Лице, носящем такую фамилию, 2) нарицательное существительное студент выражает

Понятие о классе лиц, учащихся в вузах. Но значение предложения Петров — студент не

Сводится к простой сумме этих двух значений. Смысл данного предложения заключается

В нарочитом (специальном, стоящем в центре внимания) сообщении того факта, что

Личность «Петров» есть член класса (множества) «студенты».

Есть грамматические категории, находящие выражение в формах слова, простых (синтетических) или сложных (аналитических). Именно такие категории охотнее всего обозначают термином «грамматическая категория». В свою очередь они подразделяются на а) формообразовательные, т. е. проявляющиеся прямо в образовании форм данного слова (например, падеж и число в русских существительных, наклонение и время в глаголе) и б) классификационные, т. е. присущие данному слову во всех случаях его употребления и тем самым относящие это слово к какому-то классу (разряду) слов. Классификационные категории проявляются косвенно, например, в формах других слов, связанных с данным в контексте (такова категория рода в русском имени существительном: каждому существительному присущ, как правило, какой-то определен-ный род — мужской, женский или средний, а проявляет себя эта принадлежность к определенному роду в формах того слова, которое согласуется с именем существительным).

Грамматическим категориям, связанным с отдельным словом, противостоят

Грамматические категории, проявляющиеся только в рамках целого предложения или

Сочетания знаменательных слов (такие, как «утверждение : вопрос» или «простое :

Приблизительное указание количества», см. § 141).

По характеру передаваемых значений грамматические категории можно

Разделить на три типа: 1) Объективные по преимуществу отражают наблюдаемые и

Преломляемые сознанием человека связи и отношения объективной действительности

(например, число в именах существительных). 2) Субъективно-объективные отражают

Соотношение между описываемой ситуацией и положением субъектов — участников

Общения (категории лица, времени) или устанавливают тот угол зрения, под которым

Рассматривается действительность (залог, вид, определенность/неопределенность,

Выражаемая в ряде языков артиклем). 3) Формальные используются главным образом для

Сигнализации факта связи между словами, но не отражают каких-либо различий в

Объективной действительности или в ее субъективном восприятии (грамматический род у

Тех существительных, у которых он не связан с полом).

§ 145. Грани между перечисленными типами изменчивы. Граммемы большинства

Категорий многозначны; из своего «с е м а н т и ч е с к о г о спектра», т. е. из набора

Потенциально присущих им в языке значений, они в речи, в разных случаях

Употребления «актуализируют» то одно, то другое. Так, в русском языке 2-е лицо может

Выступать и в значении «адресат речи», и в так называемом обобщенно-личном значении,

Например в пословицах типа Что посеешь, то и пожнешь, где 2-е лицо относится к

Любому человеку. Множественное число чаще всего обозначает раздельное множество

Предметов, единиц («Книги лежали на столе», «Студенты пришли на консультацию»), а у

Некоторых существительных множество разновидностей, сортов данного вещества

(«сухие вина», «эфирные масла»). Оно может экспрессивно указывать на большое

Количество чего-либо, не исчисляемого единицами (снега, пески), либо относиться к

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Что такое «грамматика»?, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Русский язык. Методика изучения

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Что такое «грамматика»?.

    
    Наверх