Товары

Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Краткий сюжет

7.02.2010

Геслер решений не меняет, не шутит. Телль в ужасном волнении, спрятав еще одну стрелу за пазуху стреляет, и попадает в яблоко на голове сына. Для Штауффахера поступок Телля  – повод,  сигнал к бою. Драматизм произведения наиболее полно показывает именно эта сцена. Героизм Телля романтический. Заключенный Геслером, он освобождается от пут во время бури на озере, убегает от ландфогта и становится мстителем. Телль поэтизирует свободу и усматривает свою обязанность священную в мести Геслеру. Поэтически мысля, Вильгельм Телль видит себя лишь исполнителем Божьей воли. Выбрав удобное место для выстрела на обочине дороги, по которой должен был ехать ландфогт, Телль становится еще и свидетелем столкновенья Геслера с бедной женщиной Армгардой, которая на коленях хочет вымолить свободу своему заключенному мужу, но не может вызвать у Геслера сожаления даже и при имени Божьем: “… И когда женщина с детьми бросается под ноги коню с воплем к Геслеру: “… Дави меня с моими детьми… Пусть сирот несчастных растопчет конь твой кованным копытом! Ты еще и злее совершал преступления…”, Телль  выпускает свою заветную стрелу, попав в сердце ландфогта, который успел понять: “Это выстрел Телля”, а сам Тель подытоживает: “Познал стрельца, здесь других не сыскать! Свобода – убогим дом, мир – безвинным! Теперь же не вреден ты отчизне!” То есть достигнута цель: угнетатель убит, народ – свободен. Искусство альпийского стрельца от Бога. Но Телль не только мститель. Этот герой не только романтический, а и реалистический. Он – хозяйственный крестьянин, охотник и стрелец, заботливый отец и муж, он – гуманный человек. Его убеждение: “… Хочешь в жизни пробиться, будь готовь к обороне…”; “И тогда лишь имею утеху от жизни, когда каждый день борюсь и приобретаю”. Телль имеет доброе и чуткое сердце. Поэтому он помогает всем. Это глубоко ощущает его жена, а потому говорит, что его “и пошлют туда, где опасность”.

Тесть Вильгельма Телля ощущает силу своего зятя, его мужество, защищает его перед дочерью, которая не понимала, что тот “с растерзанными сердцем и душой, под страхом смерти должен был стрелять” в яблоко. Кантон Ури раздувает пожар восстания, который была зажжен Теллем и продолжен Мельхталем и другими крестьянами: “Росбер уже давно разбит, и от Сарнена остался лишь пепел”, в чем не последнюю роль сыграл Руденц – племянник барона Швейцарии Аттингаузена. Этот мотив победы подытоживает один из организаторов борьбы Вальтер Фюрст: “Свобода!.. Посмотрите, настоящий праздник! Его и в старости дети не забудут!”.

Кроме образов Вильгельма Телля и восставших крестьян, огромнейшую  роль в воплощении художественной идеи произведения сыграют представители других социальных слоев. Откровенно отрицательным персонажем возникает наместник императора Геслер. Жена Штауффахера – Гертруда объясняет причины его нечеловеческой злобы и жестокости:

  • “А Геслер – самый молодой в роду,
  • Лишь рыцарским плащом он владеет,
  • Поэтому и на счастье честного человека
  • Он злобным глазом искоса поглядывает”.

Это самоуверенный, жестокий палач швейцарского народа. Геслер, Ланденберг и другие ландфогты готовы присягнуть новому императору Альбрехту (Австрия). Геслер с ненавистью относится к швейцарцам, ждет от них лишь покорности:

  • “Сломаю я упрямое их упорство,
  • Дерзкий дух свободы подавлю”.

Неустойчивую позицию занимал Руденц. Влюбленный в богатую Берту Брунек, он теряет ориентиры и готов уже ради нее тоже присягнуть австрийским властителям. Но на пути к этому сперва становится родной дядя, который замечает. Одумавшись, Руденц вступает в спор с Геслером (когда тот издевается над Теллем):

  • “Не заслужил жестокости такой
  • Народ мой – прав на это у вас нет…”

После второго выстрела Телля Руденц становится одним из предводителей крестьянского восстания:

  • “Я к народу родному вернулся.
  • Швейцарец я, и всей душой Я буду им…”

Подает руку крестьянину Мельхталю, отпускает на волю своих крепостных. Самую благородную позицию из числа всех представителей господствующих классов занимает швейцарский дворянин барон Вальтер фон Аттингаузен. В споре с племянником он вспоминает, как в свое время, когда крестьяне жили дружно со швейцарскими дворянами, ходили с ними в военные походы по призыву императора. Он высоко ценит швейцарцев:

  • “Этих пастухов, мой мальчик, нужно знать!
  • Я знаю их, на битвы я водил их,
  • Я видел их в бою возле Фаенци”.

Чувство патриотизма Аттингаузен старается привить Руденцу:

  • “Крепи же дарованные с детства узы,
  • Всем сердцем будь с отчизною своей
  • И верность ей навсегда сохрани.
  • А там, на чужбине, – одинок ты,
  • Тонкий стебель, что ветер гнет и ломает”.

Объединение прогрессивной части дворянства с народом подчеркивается в сцене, когда к Аттингаузену в замок пришли предводители крестьян (Вальтер, Фюрст, Штауффахер, Мельхталь и Баумгартен), чтобы выслушать его завещание о единстве всего швейцарского народа: богатых и бедных, дворян и крестьян. В последние минуты своей жизни, узнав, что Руденц стал на сторону своего народа, Аттингаузен взывает к предводителям восстания, которые объединили “свои” кантоны на демократической основе, чтобы они всегда придерживались единства между собой и с дворянством. В национальном единении и независимости народа не только герой, а и его Творец усматривали смысл жизни. Умирая, Аттингаузен пророчески видел ряды новых воинов из крестьян, которые побеждают: 

  • «Держитесь вместе … крепко и нерушимо…
  • Живите вольно, вольно … вольно».

Этот призыв Аттингаузена (“Объедняйтесь!”) является указателем и для будущих поколений. Но не со всеми дворянами нужно жить вместе. Кроме Геслера, писатель ставит острую моральную проблему образом Паррициды (дословно: отцеубийца), в частности в сопоставлении его с Теллем. Убив императора, Швабский герцог думал, что он приблизился духовно к Вильгельму Теллю, который уничтожил Геслера (его наместника). Здесь нет ничего общего между персонажами, так как Паррицида преследовал лишь личные интересы. А встав же за народ, Телль выполнял волю Божью. Поэтому Паррициде принадлежат раскаяния и молитва, Теллю же — народное почитание. Таким образом, в поэтической драме Шиллера изображена справедливая борьба за свою независимость народа, который объединился на демократической основе. Опоэтизированы душевно чистые герои, такие как Вильгельм Телль, его сын Вальтер, тесть Вальтер Фюрст, жена Гедвига; Штауффахер и его жена Гертруда, дворяне Аттингаузен и Руденц; крестьяне Баумгартен, Мельхталь и др.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Краткий сюжет, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Краткие изложения сюжета произведений
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Краткий сюжет.

    
    Наверх