Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила
Свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же,
Потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной
Воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя
Покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще
Более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле
Оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее,
Сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины,
Несомненно, воплощенная доброта и прощение.
Катерина – истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда
Нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не
Хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается
Нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы,
Которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.
Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых
Она жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но
Свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она
Нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с
Миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал
Внутренний конфликт ее сердца.
Мир русской патриархальной жизни (а
Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого
Поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,
Потому что из него стала уходить свобода, т. е. сама жизнь.
В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни
Практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных
Персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у
Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова
- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с
Характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для
Сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость
Окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути
Характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет
Главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на
Решительный, энергический, как говорил Добролюбов
В этом
Смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир
"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда написана
Пьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало его.
Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в том,
Что традиционные для них патриархальные отношения отживают,
Мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить
Свои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются,
Утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так
Противны Катерине. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у
Нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.
Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и
Образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой
Жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно,
Карандышев во всех отношениях ей не пара.
Но и ее кумир,
Воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.
Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям
Влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы
Характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и
Культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в
Отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях
Натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло
И все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять
Глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть
Игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей
Бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 акте
Пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом
Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,
Пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним
Блеском.
Весенняя сказка "Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной формы
Удалена от социальной реальности российского общества времен и
Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое
Объясняет в представлениях Островского о природе женских
Характеров, чувств, о смысле любви. В "Снегурочке" две героини, обе
Испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и
Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом
Похожа на Катерину, роднит их "горячее сердце" (так называется другая
Пьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки).
Главное для них-любовь, в которой единственно могут проявить они
Свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но
Избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже
Весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком
Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.
Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы
Весны не знает любви, "девически чиста ее душа", ей странно, что
"передрались все парни за нее". Когда Купава упрекает ее в том, что
Снегурочка разлучила ее с женихом – Мизгирем, Снегурочка
Произносит ключевую для своего характера фразу: "Снегурочка чужая
Вам". Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому
Избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь
- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это
Получает фантастическую мотивировку.
И столь же сказочно, от
Матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка
Получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю,
Который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье
Счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под
Палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в
Стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.
Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы,
Способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину
Полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.
Драма Островского "Гроза" – самое значительное произведение
Известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период
Общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в
Душной атмосфере действительности собиралась гроза.
Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где
Домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители
Провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным
Интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве
И равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот.
За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт
Самодуров, не признающих человеческое достоинство.
Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха.
Первый – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого
Заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.
Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха – еще
Страницы: 1 2
Понравилось сочинение » Два емких художественных символа «Грозы», тогда жми кнопку
Самые популярные статьи:
Домашнее задание на тему: Два емких художественных символа «Грозы».