Два емких художественных символа «Грозы»

17.02.2011

Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила

Свободно, не из-под палки, и власти старших покорялась так же,

Потому что слабо признавала авторитет. По собственной свободной

Воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя

Покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех еще

Более страшный, но Катерина пошла на это. Порыв к свободе, к воле

Оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее,

Сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины,

Несомненно, воплощенная доброта и прощение.

Катерина – истинно трагическая героиня. Герой трагедии всегда

Нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не

Хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается

Нарушением. За это его постигает кара некоей надличной силы,

Которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина.

Она и мысли не имела протестовать против мира и порядков, в которых

Она жила (и что безосновательно прписал ей Добролюбов). Но

Свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она

Нарушила патриархальный покой и неподвижность. Конфликта с

Миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал

Внутренний конфликт ее сердца.

Мир русской патриархальной жизни (а

Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого

Поэтического и живого в этом мире) в Катерине сам взорвался изнутри,

Потому что из него стала уходить свобода, т. е. сама жизнь.

В сорока оригинальных пьесах Островского из современной ему жизни

Практически нет героев-мужчин. Героев в смысле положительных

Персонажей, занимающих центральное место в пьесе. Вместо них у

Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова

- лишь одна из их множества. Ее характер часто сравнивают с

Характером Ларисы Огудаловой из "Бесприданницы". Основанием для

Сравнения являются любовные страдания, равнодушие и жестокость

Окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути

Характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Лариса не имеет

Главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на

Решительный, энергический, как говорил Добролюбов

В этом

Смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет. Но мир

"Бесприданницы" иной, нежели в "Грозе": в 1878 году, когда написана

Пьеса, в России утвердился капитализм. В "Грозе" лишь начало его.

Купцы "Грозы" только становятся буржуазией, это проявляется в том,

Что традиционные для них патриархальные отношения отживают,

Мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить

Свои устремления к свободе, оставаясь в их пределах, утрачиваются,

Утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые так

Противны Катерине. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у

Нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и

Образование. Она ищет возвышенно-красивой любви, изящно-красивой

Жизни. Для этого, в конечном итоге, ей нужно богатство. Конечно,

Карандышев во всех отношениях ей не пара.

Но и ее кумир,

Воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.

Неопытность молодости и приверженность губительным ценностям

Влекут Ларису в его объятия, как бабочку пламя свечи. А силы

Характера, цельности натуры нет. Казалось бы, образованная и

Культурная Лариса должна была выразить хоть какой-то протест в

Отличие от Катерины. Но нет, она слабая во во всех отношениях

Натура. Слабая не только для того, чтобы убить себя, когда все рухнуло

И все стало постыло, но даже для того, чтобы хоть как-то противостоять

Глубоко чуждым ей нормам жизни, которая кипит вокруг нее. Не быть

Игрушкой в чужих, грязных руках. Прекрасная, как сказал о своей

Бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во 2 акте

Пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом

Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни,

Пустоты, душевного холодка, скрывающегося за эффектным внешним

Блеском.

Весенняя сказка "Снегурочка" (1873) в силу своей фольклорной формы

Удалена от социальной реальности российского общества времен и

Катерины, и Ларисы, но в силу этого же обстоятельства пьеса многое

Объясняет в представлениях Островского о природе женских

Характеров, чувств, о смысле любви. В "Снегурочке" две героини, обе

Испытывают любовные муки, но по-разному, потому что Снегурочка и

Купава воплощают разные типы женских характеров. Купава во многом

Похожа на Катерину, роднит их "горячее сердце" (так называется другая

Пьеса и тоже о любви и сердечных муках молодой купеческой дочки).

Главное для них-любовь, в которой единственно могут проявить они

Свою свободную волю. Ради такой любви они готовы на все. Но

Избранник Купавы, торговый гость по имени Мизгирь, личность тоже

Весьма волевая и незаурядная, изменяет ей, и только с пастушком

Лелем Купава находит утешение и счастье в браке.

Иное дело Снегурочка. Дочь старика Мороза и ветреной красавицы

Весны не знает любви, "девически чиста ее душа", ей странно, что

"передрались все парни за нее". Когда Купава упрекает ее в том, что

Снегурочка разлучила ее с женихом – Мизгирем, Снегурочка

Произносит ключевую для своего характера фразу: "Снегурочка чужая

Вам". Она чужая не только любвеобильной подружке и ее изменчивому

Избраннику, но и всему миру беспечных берендеев, для которых любовь

- главная ценность, смысл и цель жизни. Конечно, в сказке все это

Получает фантастическую мотивировку.

И столь же сказочно, от

Матери, повелительницы весеннего пробуждения природы, Снегурочка

Получает великий дар любви и буквально бросается на шею Мизгирю,

Который раньше пугал ее силой своей страсти. Но недолго ее девичье

Счастье, в дело опять вмешивается мифологическая сила, и под

Палящими лучами Солнца-Ярилы, давнего соперника Мороза в

Стремлении обрести благосклонность ветреной Весны, Снегурочка тает.

Последний монолог ее полон глубокого смысла: великий дар природы,

Способность любить двойственна, Купаву она приводит на вершину

Полноты жизни, для Снегурочки оборачивается гибелью.

Драма Островского "Гроза" – самое значительное произведение

Известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период

Общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в

Душной атмосфере действительности собиралась гроза.

Пьеса Островского переносит нас в купеческую среду, где

Домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жители

Провинциального города живут замкнутой и чуждой общественным

Интересам жизнью, в неведении того, что творится в мире, в невежестве

И равнодушии. Круг их интересов ограничен рамками домашних забот.

За внешним спокойствием жизни кроются мрачные мысли, темный быт

Самодуров, не признающих человеческое достоинство.

Представителями "темного царства" являются Дикой и Кабаниха.

Первый – законченный тип купца-самодура, смысл жизни которого

Заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.

Островский показал из жизни. Властная и суровая Кабаниха – еще

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Два емких художественных символа «Грозы», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Теория русской литературы

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Два емких художественных символа «Грозы».

    
    Наверх