Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776— 1822)

30.01.2010

Эрнст Теодор Амадей  Гофман  (1776— 1822) — талантливейший из немецких романтиков,    чья творческая  деятельность совпала с периодом, когда феодальная Европа, до основания потрясенная французской революцией и завоевательными походами Наполеона, делала все возможное, чтобы повернуть колесо истории вспять, реставрировать старые порядки.

Но искоренить свободолюбивые настроения невозможно было даже в Германии, раздробленной на множество мелких княжеств, где все еще господствовала средневековая иерархия, поддерживались архаические отношения. Романы и сказки Гофмана с их причудливым смешением трагического и комического, возвышенного и низменного, фантастики и реальности отражали  в  своеобразной  форме противоречия  самой  действительности. Разносторонне одаренный художник — поэт, композитор, рисовальщик, театральный деятель, Гофман до конца дней своих вынужден был тянуть лямку судейского чиновника и перебиваться грошовыми уроками. Хорошо сказала о нем писательница Вера Смирнова: «В самом Гофмане жило два человека: один был советник юстиции, немец до мозга костей, умный, трудолюбивый и честный чиновник, которому только чувство юмора мешало сделаться обывателем. Другой был «странствующий энтузиаст», художник в самом широком смысле слова: поэт, музыкант, живописец, сумасброд с огненным воображением, которого только любовь к искусству удерживала от безумств. Им было трудно ужиться рядом. Однако они прожили вместе до последнего дня».

Мучительная двойственность не могла не наложить отпечатка на творчество Гофмана.

Возвышающее душу искусство и мелкотравчатый, филистерский быт, враждебный музыке и поэзии; непризнанный одинокий художник, витающий в мире грез, и пошлое, мещанское окружение, которое держит его в плену и унижает на каждом шагу; романтик-энтузиаст, бескорыстный мечтатель, находящийся в вечном разладе с жизнью,— эти коллизии встречаются почти во всех произведениях Гофмана. Нечто подобное он испытал на собственном горьком опыте и перенес в свои книги, доведя до фантастической гиперболы. Отсюда и «двуплановость» его поэтического видения, и трагические взаимоотношения искусства и жизни как главная тема творчества.

Гофман не устает преследовать филистерство, разоблачать показные добродетели и мнимые ценности, на которых держится существующий миропорядок. Филистерство — не только мещанское бытие и сознание. Для Гофмана это собирательное понятие, олицетворяющее духовную нищету и физический гнет.

  • «Целого арсенала нелепостей и чертовщины еще недостаточно, чтобы вдохнуть душу в сказку, если в ней не заложен глубокий замысел, основанный на некоем философском взгляде на жизнь»,— писал Гофман в предисловии к сказочной повести «Принцесса Брамбилла» (1821).

Глубокий замысел таится в каждой его сказке, и в сказочных образах выражены сатирические обобщения. При этом волшебные метаморфозы происходят не с мифическими героями, а с самыми обыкновенными людьми, живущими в обыкновенных городах, в окружении обыкновенных вещей. Фантастика вырастает из самой действительности и становится как бы ее продолжением.

В России Гофмана издают для детей с конца 1830-х годов. Его творчество долгие годы не выходит из поля зрения критики. Одна из объективных оценок применительно к детскому чтению принадлежит В. Г. Белинскому. Правда, позднее, ратуя за реалистический метод, он не только охладел к Гофману, но и осуждал его безудержную фантазию как отвлекающую ребенка от жизни. Этот исторический спор велся затем долгие годы и выродился в вульгаризаторскую критику Пролеткульта, педологов, РАППа, ополчившихся на «чуковщину». Тем более важно отметить справедливую рецензию В. Г. Белинского на сборник «Подарок к новому году», состоящий из двух сказок Гофмана — «Щелкунчик» и «Чужое дитя» (даны современные заглавия).

  • «В детстве,— писал Белинский,— фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности». Только истинный поэт способен уловить это преобладающее свойство детской души и «говорить с детьми языком поэтическим и доступным для них». Автор «Щелкунчика» и является таким писателем.

 

Понравилось сочинение » Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776— 1822), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776— 1822).

    
    Наверх