Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма

26.06.2011

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией «Горе от ума» положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы Грибоедова носили вольный перевод с французского («Молодые супруги», «Притворная неверность»), но затем он создает свое собственное яркое произведение.

Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. он закончил работу над комедией «Горе от ума». Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии – «характеры и резкая картина нравов». До Грибоедова только комедия «Недоросль» Фонвизина имела успех. «Горе от ума» было использовано декабристами для пропаганды их политических идей.

В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии – столкновение и смена двух больших эпох русской жизни – «века нынешнего» и «века минувшего». Появление «Горе от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина – волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Сочувствие закрепощенным народным массам – основ грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал и применил новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, в борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин в «Евгении Онегине» достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!». А в нашей действительностиДо недавнего времени тоже «молчалины» процветали, а от «Чацких» старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было покорных, живущих по принципу: «Не должно сметь свое суждение иметь».

Характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современнаГрибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении – «всесильного дядюшку» (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова – художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова «комическим гением».

В русской литературе существуют разные образы Москвы. Родина, сердце России, город, который, в отличие от Петербурга, сохранил обаяние национальной жизни, традиции старины, полуусадебного быта. Такой предстает перед нами Москва в творчестве Пушкина. И совсем другой образ древней столицы возникает у пушкинского современника – Александра Сергеевича Грибоедова. Москву, изображенную в комедии «Горе от ума», не случайно принято называть не просто барской, а фамусовской Москвой. Общество, критически показанное Грибоедовым, возглавляется в пьесе Фамусовым. Именно в монологах Фамусова возникает перед нами наиболее подробная картина московской жизни. Но в пьесе существуют две разные Москвы, два образа, противоречащих друг другу! В ответ на хвалебный монолог Фамусова свою оценку московских нравов дает Чацкий.

Все противостояние двух веков, «века нынешнего» и «века минувшего», строится на постоянных параллелях разных точек зрения на московскую жизнь. Начинаясь, по сути, с первого появления Чацкого, оно продолжается до самого конца, заканчиваясь решительным разрывом главного героя с фамусовской Москвой. Фамусов доволен своим городом. Он защищает Москву как носительницу национальных традиций, не уступающую при этом по культуре Европе. Гостеприимство, дворянская честь, независимость суждений, уважение к женщине, по-европейски воспитанные девушки и юноши, развитые не по годам, – вот те черты, за которые ценит Фамусов московскую жизнь. Чем же тогда недоволен Чацкий. Разве такой «набор» достоинств может быть осужден. Но Чацкий – носитель новых взглядов. Он по-другому видит бывшую столицу. Она для Чацкого – город, враждебный независимой личности, город тирании общественного мнения, диких крепостных нравов и преклонения перед «мундиром» и чинами. Где же правда. Почему из двух точек зрения мы должны выбрать именно точку зрения Чацкого.

Пьеса Грибоедова построена таким образом, что «фамусовские» персонажи как бы сами разоблачают себя. В чем видит преимущества московской жизни Молчалин – «и награжденья брать и весело пожить».

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Эстетика Грибоедова – это эстетика реализма.

    
    Наверх