Философия Николая Бердяева

8.08.2011

Н. А. Бердяев горячо любил свою Родину, он осознавал и чувствовал себя сыном России, страдал и радовался вместе с ней. Он принял и приветствовал февральскую революцию 1917 года, как шаг на пути России к свободе. Однако он очень быстро понял, что революционные преобразования губительны для России, но он оставался со своей Родиной, изыскивая любую возможность быть полезным ей. В 1918 году он создает Вольную Академию Духовной Культуры, при которой начинают работу несколько семинаров что заключив в 1918 год, Бердяев читает там курс лекций по философии истории. В 1920 году он историко-филологический факультет Московского университета избирает его своим профессором. Но в 1921 году он был арестован в первый раз, в 1922 году – второй и осенью 1922 года последовала высылка из страны. С 1922 по 1924 годы Н. А. Бердяев живет в Берлине, а затем в Париже. В эмиграции он очень много работает, становится широко известен в мире как оригинальный русский философ, надо сказать, что писал Н. А. Бердяев всегда на русском языке, хотя многие его произведения видели свет только за границей. В 1923 году выходит книга «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы», в 1924 – «Новое средневековье. Размышление о судьбе России» в Берлине. В Париже Н. А. Бердяев издает журнал «Путь» и пишет такие работы как «О назначении человека» (Париж 1931), «Русская идея» (Париж 1946), «Истоки и смысл русского коммунизма» и другие, в которых теоретически развивает основные положения своей философии, изложенные в «Смысле творчества».

Н. А. Бердяев воспринимает нападение фашисткой Германии на Россию как личное горе, как он сам говорит он «все время верил в непобедимость России» и «чувствовал себя слитым с успехами Красной армии». Он искренне радовался победе Советского Союза в войне, еще раз убеждая мир в мессианском назначении русского народа, его духовной избранности, его великом историческом предназначении, во что сам глубоко верил. Умер Н. А. Бердяев 23 марта 1948 году в Париже, он похоронен на знаменитом русском кладбище Пер-ла-Шез.

Н. А. Бердяев был великим патриотом России, прожившим большую часть жизни заграницей. Несмотря на это, его творчество принадлежит именно России, русской культуре, ибо нацелено на формирование русской духовности. Творчество Бердяева обогатило русскую философскую мысль новыми, оригинальными идеями, совершенно особенным видением мира. Его по праву можно причислить с тем «творцам», которые по его собственной мысли завершают начатое Богом дело творения мира.

Наиболее актуальным мне кажется сегодня знакомство всех мыслящих людей нашей страны с книгой Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма», которая аккумулируя все главные философские идеи Николая Бердяева дает блестящий теоретический анализ конкретной исторической ситуации России после 1917 года. Это чрезвычайно актуально, т. к. знание истории и поистине гениальная оценка исторических фактов, с которой мы встречаемся у Бердяева, может предостеречь от ошибок и непонимания. Именно поэтому я подробно остановлюсь на анализе именно этой книги, которая, с одной стороны, является выдающимся анализом истории России, а с другой – вносит существенный вклад в развитие такой отрасли философского знания как философия истории.

Именно любовью к России продиктовано стремление показать миру смысл и значение в то время господствовавших в России идей и выстроенной на их основе идеологии, которая была положена в основу политики геноцида правительства по отношению к своему собственному народу. Глубинные корни российской псевдокоммунистической идеологии Н. А.Бердяев вскрывает в книге «Истоки и смысл русского коммунизма»

Книга была задумана Бердяевым в 1933 году и вызвана появлением в западной печати – главным образом в Америке и в Англии – статей и книг иностранных авторов, искажавших историю идейной и религиозной борьбы в России в революционную эпоху и даже пытающихся защитить материалистическую идеологию коммунизма с христианской точки зрения. Этим объясняется то, что книга эта, обращенная к западному читателю, была издана на иностранных языках, сначала на английском, в 1937 году, потом на немецком, французском, итальянском и голландском. Русский читатель имел возможность познакомится с ней только в 1989 году, когда она впервые была издана в России.

Книга «Истоки и смысл русского коммунизма» – произведение в известной мере итоговое. Она обобщила социально-философские поиски автора, его размышления над путями русской и всемирной истории ХХ века и была подготовлена всей его предшествующей эволюцией.

Книга состоит из 7 глав:

Глава I. Образование русской интеллигенции и ее характер. Славянофильство и западничество. В этой главе автор исследует неповторимую специфику русской интеллигенции, как социального явления, показывает ее идейные истоки, ее уникальность и несопоставимость с интеллигенцией запада. Главное отличие русской интеллигенции в том, что это не профессиональное объединение людей, занимающихся интеллектуальным трудом, а идеологическое социальное образование, нацеленное не столько на осмысление мира, сколько на его преобразование.

Глава II. Русский социализм и нигилизм. В этой главе Н. Бердяев исследует идейно-нравственные истоки русского нигилизма и находит их в неудовлетворенности интеллигенцией официальной доктриной православия – господствующей в России религии, духовного основания общества.

Глава III. Русское народничество и анархизм. В этой главе Н. Бердяев исследует природу русского народничества, связывая ее также с изначальным христианским мировосприятием, отличающим русских. Народник – это «кающийся дворянин», осознавший неоправданность своего существования. Истоки анархизма Бердяев тоже находит в особенностях русского национального характера.

Глава IV. Русская литература XIX века и ее пророчества. В этой главе автор показывает глубокое отличие русской литературы от западной, отыскивая его в «религиозной социальной взволнованности», предчувствии катастрофы, неверии в прочность цивилизации. Он разбирает творчество Пушкина, Достоевского, Гоголя, Толстого, доказывая, что только в России могла родится такая литература, которая сродни социальной философии. Второй момент – только в России литература могла иметь такое политическое и духовное влияние и превращаться в идеологическое основание социальных действий.

Глава V. Классический марксизм и марксизм русский. В этой глава Н. А.Бердяев показывает ту идеологическую трансформацию, которую претерпел марксизм, чисто западное явление, в России. Большевизм, как идеология, оказался наиболее соответствующим религиозному духу русского народа, а как политическая сила, менее утопичным, чем его либеральные оппоненты, более соответствующим «русским методам управления и властвования насилием».

Глава VI. Русский коммунизм и революция. В этой главе Н. А.Бердяев показывает уникально русский характер революции 1917 года в России, несмотря на то, что она совершалась под лозунгами интернационалистических идей. Подробно анализирует личность В. И.Ленина, его политический путь; дает отрицательную оценку исторической значимости русской революции. Автор анализирует сходство и различие тоталитарных режимов – в Российской империи и коммунистической России, показывая антигуманный характер как первого, так и, в особенности, последнего.

Глава VII. Коммунизм и христианство. В этой главе Н. А. Бердяев анализирует идейное сходство коммунизма и христианства, объясняя тем самым идеологическую укоренненость коммунистических идей в русском религиозном сознании. Будучи религиозной по своему характеру, коммунистическая идеология боролась с религией, воспитывая у своих последователей фанатичное отношение и веру в провозглашаемые идеалы, веру, не терпящую «конкуренции « со стороны иной веры. Иными словами, борьба коммунистов с церковью была во многом сродни религиозным войнам мусульман или крестоносцев.

Страницы: 1 2 3 4 5

Понравилось сочинение » Философия Николая Бердяева, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Интерпретации. Поэтика литературного постмодернизма

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Философия Николая Бердяева.

    
    Наверх