Глубина и искренность переживаний лирического героя в поэзии “Contra Spem Spero” Леси Украинки

11.01.2010

Стихотворение “Contra Spem Spero” давно стало хрестоматийным. Знаменательно оно тем, что выразительно определяет основные черты жизненной концепции поэтессы. А еще в “Contra Spem Spero” наиболее полно отобразились своеобразность художественного мышления Леси Украинки и характерные особенности ее гражданской лирики. Дата написания стихотворения  — 2 мая 1890 г. 18-го мая того самого года в письме к брату Михаилу поэтесса упоминает это произведение и характеризует обстоятельства жизни, под влиянием которых оно было написано: поэма появилась в результате борьбы с изнурительной болезнью.

 По жанровым особенностям “Contra Spem Spero”  относится  к  лирическим чувствам и является художественным выражением “вопля души”, стремлением молодого человека жить полноценной жизнью, тогда как условия (личные и условия эпохи) явились глобальными препятствиями к этому. Стихотворение построено в форме драматического монолога, преисполненного взволнованных интонаций, с  вопросами и ответами, с обращениями, возражениями и утверждениями. Этот монолог передает эмоции лирического героя в бунте против условий, которые душат стремление молодости полноценно жить и творить. Утверждение жизни как действия показывается не путем логических аргументов, а путем эмоций («логикой» чувств, их силой). Первые строфы стихотворения воспринимаются как взрыв протеста против мрачных молодых лет, настроений печали, против неприятия душных обстоятельств во имя молодости и весны. Хотя стихотворение и было написано в мае, образ «весна золотая» указывает не только на календарную пору года, а и имеет аллегорическое и более широкое звучание, поскольку поставлено в ассоциативный ряд осенние тучи – весна золотая – молодые лета. Экспрессивная густота протеста воплощается во второй строфе в острых афористических выражениях: сквозь слезы смеяться, среди бедствия петь песни, без надежды надеяться, что сконденсировано передает содержание и характер протеста. Резко проступает и антитетическая взаимосвязь образов, что создает экспрессию противоборства: думы, осенние тучи – весна золотая; причитание – молодые лета; слезы – смех;  бедствие – песни; безнадега – надежда. Звучанию «Contra Spem Spero», его  повышенной взволнованности, способствует стихотворная структура. Произведение написано трехстопным анапестом, ритм которого четко вычеканен. Движение эмоций лирического героя идет от больных вопросов (как быть в условиях острых разногласий жизни?) через страстное возражение препятствий на пути к настоящей полноценной жизни — и к утверждению бунтарских действий, непокоренности и несокрушимости в борьбе. Лирический герой начинает с провозглашения бунтарских стремлений. Время действия –  это основной пафос стихотворения – начертание действий лирического героя в перспективе: как он будет жить, действовать, с какими препятствиями и как будет бороться, осуществляя свои устремления.

 Многозначные художественные обобщения содержатся в тех образах, которые изображают явления действительности, обстоятельства, при которых приходится жить лирическому герою. Образы в стихотворении разнопланово и широко характеризуют драматические условия борьбы, на которую решился лирический герой. Неоднозначными являются образы, в которых речь идет о способах этой борьбы, а именно: сеяние цветов, сила горячих слез, веселая песня, не смыкание ни на минутку глаз в поиске звезды. Они не могут быть соотнесены лишь с обстоятельствами узко личной жизни, а вызывают представление более широкого плана. Сопоставление мотивов и образов этого стихотворения  с мотивами и образами других произведений поэтессы подтверждают такой вывод. Лирический герой стихотворения в контексте других произведений гражданской лирики Леси Украинки возникает как выдающаяся личность, как один из немногих, кто не мирится с пассивностью, с настроениями  пессимизма, которые охватили значительные круги интеллигенции того времени. Образ лирического героя «Contra Spem Spero»  возникает в определенных стойких психологических чертах, характерных для многих произведений гражданской лирики поэтессы. В этом стихотворении уже оформилась та концепция жизни, которая принесла Лесе Украинке славу «дочери Прометея» и нашла воплощение в таких произведениях, как «Кто вам сказал, что я слабая…», «В катакомбах» и многих других.

 

Леся Украинка “Contra Spem Spero”

  • Прочь, осенние думы седые!
    Нынче время весны золотой,
    Неужели года молодые
    Беспросветной пройдут чередой?Нет, я петь и в слезах не устану,
    Улыбнусь и в ненастную ночь.
    Без надежды надеяться стану,
    Жить хочу! Прочь, печальные, прочь!

    Я цветы на морозе посею,
    В грустном поле, в убогом краю
    Те цветы я горючей своею
    И горячей слезой окроплю.

    И холодного снега не станет,
    Ледяная растает броня,
    И цветы зацветут, и настанет
    День весны и для – скорбной – меня.

    Подымаясь с каменьями в гору,
    Буду страшные муки терпеть,
    Но и в эту тяжёлую пору
    Буду песню весёлую петь.

    Всю туманную ночку промаюсь,
    Буду в темень глядеть пред собой,
    Королевы ночей дожидаясь -
    Путеводной звезды голубой.
    Да! И в горе я петь не забуду,
    Улыбнусь и в ненастную ночь.
    Без надежды надеяться буду,
    Буду жить! Прочь, печальные, прочь!

  • (Перевод: Николай Ушаков)

Понравилось сочинение » Глубина и искренность переживаний лирического героя в поэзии “Contra Spem Spero” Леси Украинки, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по зарубежной литературе 11 класс
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Глубина и искренность переживаний лирического героя в поэзии “Contra Spem Spero” Леси Украинки.

    
    Наверх