Григорий Косынка – выдающийся новеллист XX столетия

30.06.2010

Да и ты не умер. Ты ушел из жизни, но и остался в ней, так как есть твое живущее слово. Есть почитание и увековечивание. Тамара Мороз «Стрелец». Творчество Григория Косынки (настоящая фамилия – Стрелец) возвращается к нам с  порога смерти. Жизнь писателя оборвалась трагически: он был казнен по ошибочному обвинению в принадлежности к группе террористов. Но настоящей причиной гибели был его писательский талант, его произведения, в которых он не идеализировал большевистские будни, а правдиво рассказал о жизни Украины после 1917 года.

Григорий Косынк оставил нам небольшое наследие: прозаические произведения, написанные в основном в жанре новеллы. Его называли, как и Василия Стефаника, мастером украинской новеллы, продолжателем лучших традиций классической новеллы. Тонкий психолог, жизнелюб, человеколюб, он был писателем самобытного характера, который особенно ярко вспыхнул в последние дни октября 1919 года, когда одна за одной были написаны и опубликованы четыре его новеллы: «В доме Штурмы», «Сходка», «Перед миром», «На золотых богов». Когда начиналось творчество Григория Косынки, всюду гремели пушки и в землю ложились лишь первые зерна новой, советской жизни.            Нелегко было судить по тем первым зернам о качестве будущих всходов. Ведь перед глазами временами появлялись такие картины, от которых и душа немела, и в голове туманилось. Вот строки из новеллы «Троекутный бой»:

  • «На улице кусок человеческого мяса и две небольшие лужи крови.
  • - Шагом – марш!
  • Кто-то улыбнулся, и кусок мяса, как старая подошва, покрытая серой пылью, отлетел в колею.
  • - Прочь украинский флаг! Немецкая выдумка!
  • - Не надо нам царского флага!
  • - Рви его, черная сотня…».

Разбуженный революцией, писатель вбирал каждую частичку действительности и создавал ее портрет. Из-под пера писателя появляются все новые и новые новеллы. Взволнованные, напряженные и трепетные, как сама жизнь. Настоящее признание к писателю пришло в 1922 году, когда увидела мир первая книга новелл «На золотых богов». Произведения, которые вошли в книгу, неодинаковые по своей художественно-тематической ценности. Настоящими шедеврами литературная критика назвала три новеллы: «На золотых богов». «В доме Штурмы», «Сходка».

В них слышен плач и сетования на судьбу: они преисполнены движения к красной тропе революции и борьбы «за кровь братьев и волю нашу», за погоревшие села и наделенную революцией землю. Книга «На золотых богов» – яркий образец импрессионистских произведений. В них нет сюжета, рассказ – фрагментарный, композиция отсутствует. Четко выражена игра цветов (большей частью красного и черного). Косынка всегда стремился к неповторимости. О его старании не дублировать себя, а показывать все разнообразие пореволюционной жизни, человеческих взаимоотношений и характеров свидетельствует произведение «Мать». Главное действующее лицо новеллы – крестьянский сын Андрей, но центральной фигурой, которая возвышается над произведением, является его безымянная мать.

Ее образ воспринимается через призму чувств Андрея как символ материнства, олицетворение всех человеческих страданий, большая часть которых выпала на судьбу матерей. Об этом напишет позднее в своем «Дневнике» другой непревзойденный мастер украинской литературы А. Довженко. В 1926 году Г. Косынка опубликовал новеллу «Политика». Она была этапной в творчестве писателя второй половины XIX столетия и выделялась от других новелл глубинным осмыслением революционной действительности, показателем духовного роста человека. Мусий Швея – упорный организатор политической жизни на селе. Он принципиальный, ненавидит кулачество. Писатель довольно убедительно показывает психологическую мотивацию его связей с народом. Он верит в народ и хочет ему помочь. В столкновении с богатеями Мусий не растерялся, не уступил. Враги схватились за ножи, он вынул браунинг… Пролилась кровь. В основе новеллы «Политика» – земля. Григорий Косынка в художественном анализе внутреннего переживания проблемы земли своими героями не допускает никаких компромиссов. Для создания правдивого образа новеллист проникает в душу человека, его психологию (новелла «Помолвка»).

На последнем этапе творчества драматическое напряжение достигается за счет драматизации внутренней жизни героя. Ощущается, что в последние свои годы писатель дошел до «своего роста и силы» и «увидел ясное вдали» не только общественного развития, а и художественного творчества вообще. Работал на литературной ниве Г. Косынка неполных 15 лет и оставил нам художественно весомое новеллистическое наследие. Его новеллы – небольшие эпизоды, выхваченные из жизни села. Яркие, выразительные, весомые. Писатель строит рассказы, в которых не только видишь, а и слышишь все, что происходит вокруг. Отображение не сиюминутных фактов и впечатлений, а лишь того, что в самом деле является событием, углубленный психологизм в раскрытии характеров и сильный эмоциональный подтекст, который корнями уходит в фольклорный грунт – вот ярчайшие черты произведений Г. Косынки – величайшего новеллиста новейшей украинской литературы.

Понравилось сочинение » Григорий Косынка – выдающийся новеллист XX столетия, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по зарубежной литературе 10 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Григорий Косынка – выдающийся новеллист XX столетия.

    
    Наверх