Гумилев: Жизнь и личность

27.01.2011

А. А. Гумилева, упомянув, что ее муж, окончив гимназию, по желанию отца поступил в Морской Корпус и был одно лето в плавании, прибавляет: "А поэт по настоянию отца должен был поступить в университет", и дальше говорит, что он решил уехать в Париж и учиться в Сорбонне. Согласно словарю Козьмина, Гумилев поступил в Петербургский университет уже гораздо позднее, в 1912 году, занимался старо-французской литературой на романо-германском отделении, но курса не кончил. В Париж же он действительно уехал и провел заграницей 1907-1908 годы, слушая в Сорбонне лекции по французской литературе.

Если принять во внимание этот факт, поражает как он в 1917 году, когда снова попал во Францию, плохо писал по – французски, и с точки зрения грамматики, и даже с точки зрения правописания (впрочем, С. К. Маковский говорит, что он и в русском правописании, а особенно пунктуации, был далеко не тверд): о его плохом знании французского языка свидетельствует хранящийся в моем архиве собственноручный меморандум Гумилева о наборе добровольцев в Абиссинии для армии союзников, а также его собственные переводы его стихов на французский язык. В Париже Гумилев вздумал издавать небольшой литературный журнал под названием "Сириус", в котором печатал собственные стихи и рассказы под псевдонимами "Анатолий Грант" и "К-о", а также и первые стихи Анны Андреевны Горенко, ставшей вскоре его женой и прославившейся под именем Анны Ахматовой – они были знакомы еще по Царскому Селу

. В одной из памяток о Гумилеве, написанной вскоре после его смерти, цитируется письмо Ахматовой к неизвестному лицу, написанное из Киева и датированное 13 марта 1907 года, где она писала: "Зачем Гумилев взялся за "Сириус"? Это меня удивляет и приводит в необычайно веселое настроение. Сколько несчастиев наш Микола перенес и все понапрасну! Вы заметили, что сотрудники почти все так же известны и почтенны, как я? Я думаю что нашло на Гумилева затмение от Господа. Бывает".* К сожалению, даже в Париже оказалось невозможно найти комплект "Сириуса" (всего вышло три тоненьких номера журнала), и из напечатанного там Гумилевым мы имеем возможность дать в настоящем издании лишь одно стихотворение и часть одной "поэмы в прозе". Были ли в журнале какие-нибудь другие сотрудники кроме Ахматовой и скрывавшегося под разными псевдонимами Гумилева, остается неясным.

Впоследствии поэт с восторгом рассказывал обо    всем виденном: – как он ночевал в трюме парохода вместе с пилигримами,    как разделял с ними их скудную трапезу, как был арестован в Трувилле    за попытку пробраться на пароход и проехать "зайцем". От родителей это    путешествие скрывалось, и они узнали о нем лишь пост-фактум. Поэт    заранее написал письма родителям, и его друзья аккуратно каждые десять    дней отправляли их из Парижа. В этом рассказе, может быть, и не все точно: например, остается непонятным, почему по дороге в Африку Гумилев попал в Трувилль (в Нормандии) и был там арестован – возможно, что тут перепутаны два разных эпизода – но мы все же приводим рассказ А. А. Гумилевой, так как об этой первой поездке поэта в Африку других воспоминаний как будто не сохранилось.

Н. Гумилев    принадлежит к числу писателей, развивающихся медленно, и по тому    самому встающих высоко. Может быть, продолжая работать с той    упорностью, как теперь, он сумеет пойти много дальше, чем мы то    наметили, откроет в себе возможности, нами не подозреваемые. В этом своем предположении Брюсов оказался как нельзя более прав. Так как Брюсов считался критиком строгим и требовательным, такая рецензия должна была окрылить Гумилева. Немного позлее, рецензируя в "Весах" (1909, № 7) один журнал, в котором были напечатаны стихи Гумилева, вошедшие потом в "Жемчуга", Сергей Соловьев говорил, что иногда у Гумилева "попадаются литые строфы, выдающие школу Брюсова", и тоже писал о влиянии на него Леконта де Лиля. В период между 1908 и 1910 гг. Гумилев завязывает литературные знакомства и входит в литературную жизнь столицы. Живя в Царском Селе, он много общается с И. Ф. Анненским. В 1909 году знакомится с С. К. Маковским и знакомит последнего с Анненским, который на короткое время становится одним из столпов основываемого Маковским журнала "Аполлон".

Журнал начал выходить в октябре 1909 года, а 30 ноября того же года Анненский внезапно умер от разрыва сердца на Царскосельском вокзале в Петербурге. Сам Гумилев с самого же начала стал одним из главных помощников Маковского по журналу, деятельнейшим его сотрудником и присяжным поэтическим критиком. Из года в год он печатал в "Аполлоне" свои "Письма о русской поэзии". Лишь иногда его в этой роли сменяли другие, например Вячеслав Иванов и М. А. Кузмин, а в годы войны, когда он был на фронте – Георгий Иванов. Весной 1910 года умер отец Гумилева, давно уже тяжело болевший. А несколько позже в том же году, 25-го апреля, Гумилев женился на Анне Андреевне Горенко. После свадьбы молодые уехали в Париж. Осенью того же года Гумилев предпринял новое путешествие в Африку, побывав на этот раз в самых малодоступных местах Абиссинии.

В 1910 же году вышла третья книга стихов Гумилева, доставившая ему широкую известность – "Жемчуга". Книгу эту Гумилев посвятил Брюсову, назвав его своим учителем. В рецензии, напечатанной в "Русской Мысли" (1910, кн. 7), сам Брюсов писал по поводу "Жемчугов", что поэзия Гумилева    живет в мире воображаемом и почти призрачном. Он как-то чуждается    современности, он сам создает для себя страны и населяет их им самим    сотворенными существами: людьми, зверями, демонами. В этих странах -    можно сказать, в этих мирах, – явления подчиняются не обычным законам    природы, но новым, которым повелел существовать поэт; и люди в них    живут и действуют не по законам обычной психологии, но по странным,    необъяснимым капризам, подсказываемым автором суфлером. Говоря о включенных Гумилевым в книгу стихах из "Романтических цветов", Брюсов отмечал, что там    фантастика еще свободней, образы еще призрачней, психология еще    причудливее. Но это не значит, что юношеские стихи автора полнее    выражают его душу.

Напротив, надо отметить, что в своих новых поэмах    он в значительной степени освободился от крайностей своих первых    созданий и научился замыкать свои мечты в более определенные    очертания. Его видения с годами приобрели больше пластичности,    выпуклости. Вместе с тем явно окреп и его стих. Ученик И. Анненского, Вячеслава Иванова и того поэта, которому посвящены "Жемчуга" [т. е.самого Брюсова], Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному    мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны    прекрасно, обдуманным и утонченно звучащим стихом. Н. Гумилев не    создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы    стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их    усовершенствовать, развить, углубить, что, быть может, надо признать    даже большей заслугой, чем искание новых форм, слишком часто ведущее к    плачевным неудачам.

Страницы: 1 2 3

Понравилось сочинение » Гумилев: Жизнь и личность, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Гумилев: Жизнь и личность.

    
    Наверх