И. Н. Данилевский “Древняя Русь глазами современников IX-XII

4.02.2017

План:

· Цель

· Краткое изложение

· Вывод

· Ответить на вопрос: “Удалось ли автор добиться намеченной цели?”

Современному человеку известно множество произведений посвященных истории, в некоторых мы узнаем о животрепещущих боях, другие же повествуют нам о правлении князей и царей, об их доблестных заслугах. Но на данный момент нам наиболее интересно произведение И. Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)», которое, как нельзя, кстати, отличается ото всех предшествующих ему произведений.

Сложно произведение И. Н. Данилевского «Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.)» назвать обычной, ведь в нем исключено изложение исторических событий в хронологическом порядке, сам автор отмечает эту особенность в предисловии. Данилевский ставит перед собой цель не просто рассказать, что и когда произошло, а донести до читателя причину всего произошедшего. Именно поэтому событий в книге очень мало, по большей части она занята теориями и рассуждениями самого автора.

Свое произведение Данилевский решил начать с разбора совокупности источников, из которых современный человек берет сведения о Древней Руси. Он пишет: «…историка не может удовлетворить буквальный, лингвистически точный перевод текста сам по себе» – автор считает, что уж слишком сильно за тысячу лет изменилось сознание людей. Об этой проблеме Данилевский говорит в главе «Уроки непонимания». Там же он приводит сравнение отрывков из «Повести Временных Лет» и «Третьей книги Царств». Между ними он обнаруживает значительное сходство, которое поражает и самого читателя. В конце вводной части произведения автор рассуждает о подходах к пониманию древнерусских летописцев, однако, стоит отметить, что цельного вывода за этим так и не следует. Последующие лекции, которых в произведении всего 8, распределены по трем большим темам, первая из которых называется «Проблемы генезиса восточных славян».

В этой части произведения Данилевский рассуждает обо всем известном факте, что нашими прародителями были индоевропейцы. Однако стоит сказать о том, что среди ученых нет единого мнения, откуда и когда появились индоевропейцы, ведь они не раз переходили из разных точек родного места.

Особенно активная «смена места жительства» началась V в. до н. э. – V в. н. э. – именно тогда грянуло Великое Переселение Народов, повлекшее за собой падение Римской Империи. Конечно, далеко не все индоевропейские племена дошли до стен Вечного Города. Среди тех, кто осел по пути, были и наши с вами предки. Существует мнение, что праотцами славян были два племени – Анты и Венеды. Данилевский в своей книге опровергает эту точку зрения, хотя мне его доказательства на этот счет кажутся несколько неубедительными.

Следующая часть книги Данилевского посвящена Древнерусскому государству и занимает большую часть всего произведения. В этом блоке речь идет, о первых упоминаниях, о властных институтах на Древней Руси, которые относят к 862 году. Именно тогда, согласно «Повести временных лет», написанной Нестором, и произошло призвание варягов. Я считаю, что Данилевский вполне справедливо отмечает, что этот факт не является признаком неспособности самим создать государство. Во-первых, потому что похожая ситуация наблюдалась и в странах Западной Европы. А второй причиной можно назвать, тот факт, что призвание варягов свидетельствует о том, что какая-то власть существовала у славян и раньше. Традиционным спорам между сторонниками и противниками «Норманнской теории» в книге отведено совсем немного места. Сейчас крайностей во взглядах на нее уже почти не встречается. Перед тем, как начать непосредственный разговор о государственности на Древней Руси, автор разбирает происхождение самого слова «Русь».

Точно также, как и в главе про Антов и Венедов, он выдвигает вперед свое мнение о том, что теории нет, но при этом автору не удается привести никаких весомых доказательств для своей точки зрения. Но, несмотря на то, что этот период истории оставляет поводы для множества споров, некоторые вопросы почти не вызывают разногласий – например, что первые русские князья были из варягов. Так же автор подчеркивает легендарность многих героев и событий того времени.

Прежде чем обсудить каждый орган власти в отдельности Данилевский коротко рассказывает о системе населенных пунктов, существовавших на Руси. Оказывается, не каждому читателю это было известно ранее, тогда не существовало единых понятий «город» и «деревня», как они существуют в современном мире. Отсюда и вытекает – огромное разнообразие типов населенных пунктов, которые не раз упоминаются в различных летописях о Древней Руси. Современный читатель может различить среди всего разнообразия названий: города, пригороды, городища, погосты, сельца, села, слободы, селища, городца и многое другое. О признаках, по которым они различались можно только догадываться.

Однако все современные историки сходятся на том, что городами на Руси считались населенные пункты, которые были обнесены оборонительными сооружениями. Именно в городах располагался один из важнейших древнерусских органов власти – вече. Интересно отметить, что этот политический институт существовал не только в Новгороде, но и в других городах, хотя нигде больше оно не было таким знаменитым и могущественным. Более того – в разных летописях в разное время под словом «вече» понимались неодинаковые понятия.

Это могло быть и народное собрание, и совещание князя с дружиной. Тут же автор приводит большое количество цитат из древнерусских источников, в которых понятие «вече» обозначает различные явления. По этой причине непросто сказать о том, когда появилось вече, и когда оно перестало существовать. По некоторым признаком можно сделать вывод, что оно существовало, если можно так выразится, «с самого начала», и продолжало собираться в X-XII вв. Приводя несколько выдержек из летописей, Данилевский наглядно опровергает теорию «молчания» веча в одиннадцатом столетии. Если у своих истоков вече и было по-настоящему «народным» собранием, то во времена, о которых пишут летописцы, простой народ в нем уже не участвовал. Кроме того, вече было сугубо городским органом власти, то есть сельские жители не принимали в нем участия, а ведь именно они в те времена составляли большую часть населения Руси. По мнению автора, и не только его одного, в знаменитом Новгородском вече принимали участие 300-500 человек, бояр и богатейших купцов. Вечевые собрания проводились на площади, участники его сидели на скамьях. Компетенция вече, особенно в Новгороде была весьма обширной: вопросы войны и мира, судьбы княжеского престола и администрации, сбор налогов, распоряжение городской казной и землями и многое другое.

Вместе с тем, эти же вопросы мог решать и князь с дружиной – а подобное, пишет автор, способно привести к конфликту. «Не меньший интерес, чем все предыдущие вопросы, представляет проблема географического распространения вечевых порядков в русских землях» – так говорит Данилевский. Помимо Новгорода вече (правда, не особенно часто) собиралось в Киеве, Белгороде, Владимире Волынском и еще в ряде городов.

Далее автор приводит разные взгляды на географию распространения веча и заявляет о невозможности подтвердить или опровергнуть какую-то из существующих точек зрения. В своих выводах по итогам этой главы автор не делает никаких неожиданных заявлений. Очевидно, что вечевые традиции имеют глубокие корни, и что их суть со временем менялась. Также ясно, что менялся и социальный состав веча.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » И. Н. Данилевский “Древняя Русь глазами современников IX-XII, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 10 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: И. Н. Данилевский “Древняя Русь глазами современников IX-XII.

    
    Наверх