Ирония — действенное средство художественной литературы

23.06.2011





Я никому не сделал в жизни зла. Н. А. Некрасов Ирония, от греческого «притворство, насмешка», достаточно распространенный в нашей литературной классике прием, используемый поэтами и писателями для осмеяния, а в конечном счете искоренения пороков общества и человека. В 50-е годы XIX века, на начальном этапе творчества, Николай Алексеевич Некрасов довольно часто использовал этот художественный метод для того, чтобы в форме отрицания высмеять явления и характеры, достойные этого, подчеркнуть двойной смысл, где истинным будет не прямо высказываемый, а противоположный ему, подразумеваемый; чем больше противоречий между ними, тем сильней ирония. В «Современной оде» ирония подчеркивается и названием стихотворения. Как известно, ода — хвалебная песнь. Так кому же «поет хвалу» автор? Не обидишь ты даром и гадины, Ты помочь и злодею готов, И червонцы твои не украдены У сирот беззащитных и вдов. В дружбу к сильному влезть не желаешь ты, Чтоб успеху делишек помочь, И без умыслу с ним оставляешь ты С глазу на глаз красавицу дочь. Перед глазами читателей вырисовывается до боли знакомый портрет карьериста-выскочки, который идет к намеченной цели, не разбирая средств — все хороши на этом пути.



Не спрошу я, откуда явилося,

Что теперь в сундуках твоих есть:

Знаю: с неба к тебе все свалилося

За твою добродетель и честь!..

Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И — беру небеса во свидетели —

Уважаю тебя глубоко…



Ирония очевидна, ведь если бы автор говорил все это серьезно, он бы употреблял при этом более подходящее в русском языке местоимение «вы» и не был бы так беспощадно прямолинеен. «Колыбельная песня» относится к этому же ряду произведений, где явно виден второй план. Поэт говорит одно, а подразумевает совсем другое, и читатели это прекрасно понимают. Подзаголовок «Подражание Лермонтову» только подчеркивает данную позицию автора. Спи, пострел, пока безвредный! Баюшки-баю… Подрастешь и мир крещеный Скоро сам поймешь, Купишь фрак темно-зеленый И перо возьмешь. Скажешь: «Я благонамерен, За добро стою!» Спи — твой путь грядущий верен! Баюшки-баю. Если в первых двух стихотворениях автор нам рассказывает о своих героях, выводя их в «антигерои», то в произведении «Нравственный человек» мы слышим самооценку самого действующего лица. Стихотворение написано в форме исповеди человека, достаточно уверенного в себе, живущего, по его убеждению, «безгрешно». Живя согласно с строгою моралью, Я никому не сделал в жизни зла. А перед читателем разворачивается совершенно иная картина. Жена от такого «благодетеля» сначала сбежала к любовнику, а потом «слегла в постель и умерла». В дружбе он тоже оказывается «высоконравственным человеком».

Приятель в срок мне долга не представил.

Закон приговорил его в тюрьму.

В ней умер он, не заплатив алтына,

Но я не злюсь…

Я долг ему простил того ж числа.

С кем ни общается этот «безгрешный», все погибают, а он в полной уверенности, что



Живя согласно с строгою моралью,

Я никому не делал зла.



Это двустишье повторяется в стихотворении рефреном, нагнетая авторскую иронию, переходящую в сарказм. Н. А. Некрасову подвластны любые темы, художественные методы. Он мог быть лиричен и суров, трагичен или бесшабашно весел, саркастически зол, но всегда из-под его пера выходили прекрасные стихотворения, составившие «золотой фонд» нашей великой литературы.

Центральный

герой произведений Некрасова – народ. Его он изображает очень ярко и с большой любовью. Чтобы картина народной жизни была полной, поэт изображает и тяжелый быт деревни, и нищету городских бедняков. Особое место в его произведениях занимает образ

русской женщины. «Тип величавой славянки» Некрасов пишет всегда с глубоким искренним чувством. Это подтверждают такие произведения поэта, как стихотворения «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская…», эпизоды из поэм «Кому на Руси жить хорошо?» и «Мороз, Красный нос». Первые два стихотворения перекликаются. В

стихотворении «Тройка» поэт только предрекает дорогу, напоминает девушке о

тяжелой доле, которая ее ждет:



Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.



А в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» берется уже реальный

эпизод из жизни простой крестьянки:



Слышится крик у соседней полосоньки,

Баба туда – растрепалися косыньки -

Надо ребенка качать.

Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова. «Будет бить тебя

муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что 1ты вянешь во

времени». Некрасов глубоко сочувствует тяжелой (женской доле и восхищается

стойкостью, выносливостью и 1 трудолюбием русской женщины. I В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои плечи всю ‘ мужицкую и женскую работу, не может этого вынести и погибает. Обобщил Некрасов размышления о женской доле в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в главе «Крестьянка». Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь поэмы, довольна тем уже, что муж не бьет ее. Женскую судьбу сравнивает она с тремя петлями шелку белого, красного и черного, И горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна:

«Не дело вы затеяли – средь баб счастливую искать!»

Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными

духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного

достоинства и подлинной гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Поэт, радуясь за своих соплеменников, говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно липнет». Она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, но зато во время работы ловка,

сильна и собранна. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентяям, к

нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадание к людям.

Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить Дарья своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую

к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже

рассказывает о нем странникам, ставя его в пример. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов читает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» «из сил выбивается», чтоб был сыт ее ребенок.

Тема материнства затронута и в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и без рекрутщины», то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки».

Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна, «многострадальная

мать». Ее сын Федотка уже умеет сочувствовать чужой беде: он пожалел голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна материнским сердцем понимает Федотку, ограждает его чистую душу от потрясений, принимает на себя все унизительное наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу детей дают силы Матрене Тимофеевне идти искать защиты от несправедливости у губернаторши. Поборов свою гордость, она унижается перед швейцаром, но цели своей достигает. И нет границ благодарности губернаторше. Строки:

В рабстве спасенное Сердце свободное –

Золото, золото-Сердце народное! -

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Ирония — действенное средство художественной литературы, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Ирония — действенное средство художественной литературы.

    
    Наверх