Историческая и фольклорная основа романа «Маруся Чурай»

12.02.2010

Неоднозначны и противоречивы мысли относительно первоисточников художественной истории Маруси Чурай. В подавляющем большинстве современная критика придерживается мысли о фольклорном происхождении образа сочинительницы песен.  Так, Ильницкий делает замечание, что Лина Костенко «отталкивается от легенды», поскольку о Марусе Чурай «не осталось ни одного документального свидетельства». Такой же мысли об основе исторического романа и В. Брюховецкий. В летописи «Наш ребенок» конспективно изложена суть статьи Л. Кауфмана из книги «Девушка из легенды Маруся Чурай», где история девушки – еще «нераскрытая тайна украинской истории и культуры… до того времени, пока не будут найдены архивные материалы или другие документы о Марусе Чурай».

Так вот, знакомясь с этой проблемой, советуем учителю обратиться именно к этой небольшой книжечке, в которую включены предисловие М. Стельмаха, а также двадцать три песни, автором которых, по свидетельству народной памяти, была Маруся. Одним из возможных вариантов начала работы над романом может быть знакомство учеников с песней Чураевны. Хорошо было бы, чтобы «Летит галка через балку», «За мир встали козаченьки», «На огороде верба густая» или любая другая песня с тех двадцати трех прозвучала в живом исполнении, в другом случае можно воспользоваться магнитофонной или грамзаписью. Исследование Л. Кауфмана дает интересные моменты, которые могут быть использованы в произведении. Так, например, ученикам можно прочитать текст приговора полтавской песнотворце, найденный поэтом И. Хоменко в материалах казацкого законодательства XV-XVII столетий. Эта находка, как заметил автор статьи, «неопровержимо доказывает историчность Маруси Чурай», давая таким образом возможность думать и говорить о Чураевне как о персонажелице целиком реальном. К рассказу об исторической основе произведения следует привлечь материал об истории возникновения казачества (он, кстати, коротко изложен в статье Н. Забужко), сведения об упомянутых в романе исторических фигурах Богдане Хмельницком, Якове Острянице, Северине Наливайко.

Желательно, чтобы ученики в процессе работы над романом осуществляли и самостоятельные исследования. На такую работу их можно сориентировать заранее. «Книга с делом Маруси Чурай» состоит из девяти разных по объему частей, имеет две сюжетные линии: личная судьба Маруси Чурай и освободительная борьба украинского народа с польской шляхтой. Она пришла к читателю, «вызванная силой художественного воображения на основе детального изучения эпохи. И сквозь это, казалось бы, тусклое окошко, сквозь шаткую кладку, перекинут мост между тремя столетиями, читатель оказывается в воспроизведенной удивительно зримо и ярко среде времен Хмельниччины, где бурлят социальные и обычные человеческие страсти, где соседствуют благородство и коварство, верность и измена, отвага и трусливость, рыцарская победа и хитрое приспособленчество». Так вот, исходя из установки как можно полнее охватить романный материал от определяющих его концепций до наименьших деталей, акцентируем внимание на таких основных проблемах:

  • - Талантливое воспроизведение Линой Костенко общественно-исторического контекста эпохи.
  • - Характеры в романе как выразители и носители законов общественного времени.
  • - Проблема любви и измены в романе: два аспекта ее реализации.
  • - Материнский образ в романе.
  • - Трагедия личности и драма художника.

Названные проблемы, бесспорно, имеют еще и свою сетку мотивов и ряд вопросов (например, романная жизнь категории времени, категории добра, красоты, справедливости, верности себе и т.п.). Над ними будем думать, в процессе, анализа произведения.

Понравилось сочинение » Историческая и фольклорная основа романа «Маруся Чурай», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Историческая и фольклорная основа романа «Маруся Чурай».

    
    Наверх