Изложение поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»

23.12.2009

Поэма Ад. Песнь первая. Серединой человеческой жизни, ее вершиной Данте считает тридцатипятилетний возраст. Его он достиг в 1300 году и к этому году приурочивает свое путешествие в загробный мир. Рассказ ведется от первого лица. Итак, Данте, сбившись с пути — «утратив правый путь во тьме долины»,— оказывается в диком и дремучем лесу. Надлесом грехов и заблуждений возвышается спасительный холм добродетели, озаряемый солнцем истины. Увидев его, Данте вздохнул свободнее и его душа «долгий страх превозмогла… измученная ночью безысходной».

Но вокруг дикие звери — аллегории пороков,— препятствующие восхождению поэта на холм спасения. Путь ему преграждает «проворная и вьющаяся рысь, вся в ярких пятнах пестрого узора » — олицетворение сладострастия, лев «с подъятой гривой (гордость) и худая волчица (аллегория корыстолюбия). Тяжелый ужас сковывает Данте, он уже готов отступить, но видит «какого—то мужа» — то ли призрака, то ли живого человека — и молит о спасении. Явившийся отвечает, что он не человек, хотя был им. Это тень Вергилия, знаменитого римского поэта, автора «Энеиды».

В средние века Вергилий пользовался легендарной славой мудреца и чародея. Здесь он — символ разума, направляющего людей к земному счастью. Вергилий спрашивает, отчего Данте не восходит на холм добродетели («Что не восходишь к выси озаренной [солнцем истины], началу и причине всех отрад?»). Данте просит своего любимого учителя, который в наследие вручил ему «прекрасный слог, везде превозносимый», защитить его от волчицы. На это призрак Вергилия отвечает:

  • «Ты должен выбрать новую дорогу…
  • Волчица, от которой ты в слезах,
  • Всех восходящих гонит, утесняя,
  • И убивает на своих путях;
  • Она такая лютая и злая,
  • Что ненасытно будет голодна.
  • Вслед за едой еще сильней алкая.
  • Со всяческою тварью случена,
  • Она премногих соблазнит, но славный
  • Нагрянет Пес, и кончится она».

Вергилий говорит этим, что Данте еще не подготовлен к тому, чтобы одолеть волчицу и взойти на отрадный холм. Пес — грядущий избавитель Италии, который победит волчицу, мешающую общественному устроению, его не прельстят ни сокровища, ни земельные владения. Чтобы подняться на холм добродетели, Данте должен посетить три загробных мира: Ад, Чистилище и Рай. Вергилий берется быть ему проводником в этих странствиях: «Иди за мной, и в вечные селенья из этих мест тебя я приведу». Первый загробный мир на их пути — Ад. Данте услышит там «вопли исступленья и древнихдухов, бедствующих там, о новой смерти тщетные моления». Грешники в Аду, уже умершие физической смертью, хотели бы умереть и душой, чтобы прекратились их муки.) Поэт просит своего учителя:

  • Яви мне путь, о коем ты поведал, Дай врат Петровых [врат Чистилища | мне увидеть свет И тех, кто душу вечной муке предал».

Призрак Вергилия двинулся в путь, и Данте «ему вослед».

Песнь пятая. Миновав первый круг Ада — Лимб, где томятся души некрещеных младенцев и славных язычников, среди которых и душа самого Вергилия, они спускаются во второй круг подземного царства. Если в первом круге души умерших не мучаются, а лишь скорбят о том, что им, как нехристианам, нет места в Раю, то во втором, меньшем, круге «больших мук слышен стон печальный». У спуска во второй круг Ада грешников ждет Минос, «оскалив страшный рот». В греческой мифологии Минос — это справедливый царь, зако: нодатель Крита, ставший после смерти одним из трех судей загробного мира. Данте превращает его в своей поэме в беса, который назначает грешникам степень наказания. Данте начинает различать вдалеке неясный стон, который вскоре становится «многогласным». Воет «адский ветер, отдыха не зная», во мгле носятся «сонмы душ», произнося «ужасные хулы» Господу. Данте узнает, что в этом круге Ада мучаются души сладострастников — тех, «кого земная плоть звала», у них нет никакой надежды на смягчение мук или на то, что их страдания прекратятся хотя бы на миг.

  • «Учитель, кто они, которых так терзает воздух черный?» — спрашивает Данте Вергилия. Тот указывает на ассирийскую царицу Семирамиду, которая «вдалась в такой разврат великий, что вольность всем была разрешена, дабы народ не осуждал владыки». Далее Данте видит «нежной страсти горестную жрицу» (карфагенскую царицу Дидону — вдову Сихея, заколовшую себя, когда его покинул Эней), «грешную блудницу» Клеопатру, Елену Прекрасную, чье похищение Парисом послужило поводом к Троянской войне. Все их души погублены из—за жажды наслаждений.

Среди уносимых адским вихрем душ Данте замечает двоих — это неразлучные и в Аду тени Франчески да Рамини и ПаолоМалатеста. Франческа, выданная замуж за Джаннотто Малатесту, некрасивого и хромого, вступила в любовную связь с его младшим братом Паоло. Узнав об этом, Джаннотто заколол обоих. Безмерная страсть друг к другу привела их к гибели, но они и в Аду вместе. Франческа говорит Данте: «Любовь… меня к нему так властно привлекла, что этот плен ты видишь нерушимым. Любовь вдвоем на гибель нас вела; в Каине будет наших дней гаситель». Ка-Йна — первый пояс девятого круга Ада, где казнятся убившие или предавшие своих родных. Муки этих двух грешников так потрясли Данте, что он лишился чувств («И я упал, как падает мертвец»).

Песнь тридцать третья. Путешествующие по загробному миру оказываются на дне вселенной, в девятом круге — средоточии Ада. Во втором его поясе (Антеноре) мучаются души тех, кто стал предателем родины или своих единомышленников. Они вмерзли в лед по шею, лица их обращены вниз и обезображены, «затем что слезы с самого начала, в подбровной накопляясь глубине, твердеют, как хрустальные забрала». Второй пояс назван по имени троянского вождя Антенора, которого предание изображало предателем. В одной из ледяных ям Данте встреча -еттого, «кто графом Уголино был когда—то». Он грызет череп предавшего его архиепископа Руджери. Граф Уголино был главой Пизанской республики. Его друг, архиепископ Руджери, поднял против него мятеж, обвинив в государственной измене. Уголино вместе с двумя сыновьями и двумя внуками был заточен в тюрьму, где всех их уморили голодом. Руджери провозгласили правителем республики, но вскоре его сместили и он умер. И теперь в Аду граф Уголино мстит своему врагу, грызя его череп. Он поведал Данте, какими нестерпимыми были страдания детей, один за другим умиравших на глазах у отца. Казнь Руджери вдвойне страшна, потому что предатель родины предал и своего единомышленника. Сам же Уголино попал в ад за борьбу с собственным внуком Нино Висконти, который тоже претендовал на власть.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Изложение поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Краткие изложения сюжета произведений
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Изложение поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия».

    
    Наверх