Лина Костенко – это мужество и зрелость современной поэзии

12.02.2010

Поэзия уже взрослой Лины Костенко перелистывает страницы воспоминаний о детстве, родных сердцу людей, которые привели тебя в этот мир, научив благородству, честности, доброте. Живет в памяти лирической героини стихотворения «Старенькая идет по той дороге» бабушка, пожизненное прощание с которой так хочется сделать встречей. И сама поэтесса стремится к тому постоянному присутствию родной души, так как без нее обеднела жизнь: «Моя бабушка, старшая моя мама! Хоть тень, хоть образ свой оставь!» И дальше: «И так по крошке, крошке Украина – идет с тобой, Бог мой, куда!».

Обучение в Киевском педагогическом институте не принесет удовлетворения юной Лине Костенко. Душная атмосфера послевоенной жизни в столице Украины конца 40-х годов оказалась невыносимой, поэтому девушка выбирает Москву, где «свежее дуновения, вольнее дыхание и уже совсем как потрясение – 1953 год», а Лина Костенко – студентка литературного института. Это была счастливая пора, писались стихи, молодая впечатлительная душа вбирала в себя мир в его красоте и печали, определившись на всю жизнь в неподдельной искренности голоса.

Можно считать целиком закономерным появление первого поэтического сборника в 1957 году, так же и двух следующих – «Паруса» (1958), «Странствия сердца» (1961). Дальше – длинный перерыв, полтора десятилетия молчания. Объясняем его причины старшеклассникам. Эпоха конца 60-х – начала 70-х годов обозначена новой волной репрессий среди художников, более всего – среди писателей. Запрещалось умное, мыслящее и самостоятельное слово, властвовала послушная, но агрессивная серость. Бескомпромиссная Лина Костенко не разрешила потоптать достоинство человека и художника. Приспособленчеству и карьеризму поэтесса противопоставляла творческую независимость и принципиальную неуступчивость, не разрешая «идеологически» искажать написанное ею. Поэтому ее книги не пускали к читателю. Но талант поэтессы мужал в этом стоическом противостоянии, взорвавшись высокохудожественным и горячим словом в книгах «Над берегами вечной реки»  (1977), «Маруся Чурай» (1979), «Неповторимость» (1980), «Сад нетающих скульптур» (1987), «Бузиновый царь» (1987), «Избранное» (1989). Роман в стихах «Маруся Чурай» и сборник «Неповторимость» отмечены Государственной премией Украины им. Т. Шевченко (1987). Этот энергичный прорыв к читателю существенно повлиял на сотсояние украинской поэзии, вдохновив мужеством и незакомплексованностью поэтического мышления, высокой, не кажущейся духовностью.

Глубочайшей, самой точной биографией Лины Костенко является ее поэзия. Обдумывая способ исследования неповторимости поэтического мышления Лины Костенко, считаем самым продуктивным рассмотрение наиболее выдающихся аспектов ее творческой палитры в процессе анализа отдельных проблем, мотивов или морально-этических категорий, исповедуя при этом принцип преемственности (от ранних сборников до сегодняшних). В лирике школьные программы, прежде всего,  выделяют антивоенные мотивы («Мой первый стих». «Пастораль XX века», «Здесь обелисков целая рота»). Исходя из того, что этот мотив в творчестве Лины Костенко имеет выразительный автобиографический характер, предлагаем учителю более расширенный проспект раздумий над ним. Проблема «человек и война» – сквозная в творчестве Лины Костенко и несет в себе мощный воспитательный потенциал –  возвращение современному поколению категории памяти, закрытой во времена так называемого застоя. Эта беседа может быть рассчитана на один урок. Объектом исследования на втором уроке может стать любовная лирика. Третье занятие учитель мог бы полностью посвятить философской лирике поэтессы.

Античеловеческая сущность войны осмысливается в одной из известнейших антивоенных поэм Лины Васильевны «Старенькая женщина, Магда иль Луиза…» из сборника «Над берегами вечной реки», которую следует рассмотреть вместе с учениками (она предлагается в программе для самостоятельного чтения). Оригинальный прием – обращение женщины-украинки, которая потеряла родных людей на войне, к немке, которую, наверное, тоже не помиловало жестокое время, сделал поэму эмоционально незапертой системой, в которой слышим выстраданное предостережение матерей:

  • Я не скажу ни слова тебе злого.
  • Твой, может, тоже погиб на войне.
  • За что он бился, Магда, против кого?!
  • Уже не кричит: «Хайль Гитлер!» на стене?!

Перелистывая страницы ранних «Парусов» молодого автора, наталкиваемся на такую зарисовку, что от сожаления сжимается сердце. Перед нами возникает наш пожилой или дедушка, или сосед в своей вечной скорби. Кто-то мудрый сказал, что гуманность – это прежде всего страдание, не безразличие к чужой беде, к чужой боли сердца, сопереживание. Так вот строки Лины Костенко апеллируют именно к нашему неравнодушию:

  • Последние цветы.
  • Первый иней,
  • Свинцовая листва.
  • Серебряное утро…
  • Почтовый ящик в цвет синий
  • Дедушка красит целое утро.
  • Погреет руки в рукавах,
  • На сундучок сбоку посматривает,
  • Яркий сундучок, ой. яркий!
  • От кого же он писем ждет?

Лирика Лины Костенко художественно материализует реальный мир, подавая модель жизни глубоко личностно, временами до наивности прозрачно, временами усложнено. Поэтический синтез в ее образном мире никогда не бывает навязчивым, воспринимается легко, естественно, хотя часто наполнен парадоксальными художественными ситуациями. Лирическая героиня поэтессы часто живет во взаимоисключающих состояниях души. Она, то радостная, то печальная, то пылкая, то сдержанная. Мир ее переживаний чаще всего драматический. Воспринимается эта героиня как целостный образ, хотя и очень разноплановый, сложный. Лирическая героиня (также и автор) – это чувствительная, нежная, страдающая душа, могущественная и чрезвычайно активизированная эрудиция. Духовный мир ее построен на своеобразной поэтической ассоциативности и метафоричности мышления, многозначности слова, которое поэтесса ощущает нервами. «Моя душа смотрит в чужую» – эти слова объясняют глубинную подлинность эмоциональных реакций на мир героини поэзии Лины Костенко, в котором «в глубинах гармонии болят диссонансы».

Какая же она – лирическая героиня ее поэзии, голос авторской души? Она – конкретная личность с определенной логикой характера и имеет довольно конкретные черты характера: во-первых, верность самой себе, своим принципам, а отсюда уже вырастает идея верности друзьям, верности мечтам. Во-вторых, максимализм. В-третьих,  ироничность широкого диапазона (бывает печальной по поводу непростой женской судьбы, временами едва улыбающейся по поводу какой-то ситуации, иногда саркастической, так как не может что-то обойти, не заметить).  При всей декларативности и видимой способности выводов, эти строки звучат глубоко личностно, так как концентрируют в себе максимализм юной души, который у зрелой Лины Костенко выльется в страстно-неудержимых строках поэзии «Останови меня…», динамический ритм которой наиболее ярко передает ускоренный темп жизни души и сердца в состоянии любви. Прочитав эту поэзию, направим мысли на раздумье о динамике человеческого чувства, выраженную в нескольких поэзиях, о путях ее художественной материализации в разнообразных вещах.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Лина Костенко – это мужество и зрелость современной поэзии, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Лина Костенко – это мужество и зрелость современной поэзии.

    
    Наверх