Лирический герой Есенина

13.02.2011

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина связана с

Отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом

«отчуждения» и «самоотчуждения» личности, переживающей драму утраты своих

Корней, связи с миром. Кризисное состояние духа, как утверждает

Экзистенциальная философия, обуславливается обострением внутренней

Дисгармонии личностного сознания, что может привести к раздвоению личности.

Состояние «отчуждения» достигает при этом своего предела, трансформируясь в

«самоотчуждение».

Яркий пример такого самоотчуждения мы наблюдаем в есенинской поэме

«Черный человек», в образе его демонического двойника.

Но предвестники этого «черного» двойника появляются в поэзии Есенина и

Гораздо раньше, начинают прослеживаться в его ранних произведениях.

Впервые трагический экзистенциальный феномен «самоотчуждения»

Запечатлен в стихотворении «День ушел, убавилась черта…» (1916 год). Его

Экзистенциальный «код» заключен в мотиве призрачности, неистинности

«наличного бытия», трагически переживаемого героем, его неподлинное «я»

Превращается в некую странствующую тень, ишущую новое воплощение,

Пристанище:

« С каждым днем я становлюсь чужим

И себе, и жизнь кому велела.

Где-то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела ….

Уже здесь впервые отчетливо намечена тема двойничества, которой

Сопутствует мотив отчуждения личности от собственной «экзистенции».

Также показательно в этом плане еще одно стихотворение Есенина –

«Слушай, поганое сердце» (1916), где мы имеем дело со сложной диалектикой

Развития образа, с системой двойников, со взглядом на себя со стороны, из

«зазеркалья»:

«Слушай, поганое сердце,

Сердце собачье мое.

Я на тебя, как на вора

Спрятал в руках лезвие…».

В одном из ранних стихотворений Есенина есть строчка: «Я говорю с

Самим собой». Она отражает столкновение противоположных начал, систему

Двойственности самоощущения поэта.

Итак, можно сказать, что феномен двойничества был присущ

Художественному сознанию Есенина изначально, проявляясь уже в его ранних

Произведениях. В дальнейшем, раздвоенность его внутреннего мира будет

Обостряться еще сильнее под влиянием внешних обстоятельств. В его

Творчестве все более явственно будет ощущаться присутствие его «черного»

Двойника, порожденного сумятицей в душе поэта. На раздвоение сознания Есенина большое влияние оказывает революция

1917 года, оценки которой в его творчестве были крайне противоречивыми.

Произошедшая революция всколыхнула сознание народа. Не мог остаться к

Ней безучастным и Есенин. Все коренные изменения, происходящие в стране,

Еще больше расшатали его душевную неустойчивость, породили в его душе новые

Сомнения.

Нет сомнения в том, что Есенин встретил революцию с вдохновением и

Восторгом. «В эти месяцы,- вспоминал его друг В. С. Чернявский,- были

Написаны одна за другой все его … поэмы о революции … Он был весь во власти

Своей «есененской Библии…». «Поэтическая Библия» состояла из 10-ти

«маленьких поэм»; «Певущей зов», «Отчарь», «Откоих», «Пришествие»,

«Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица»,

«Небесный барабанщик» и «Пантократор», в которых Есенин воспевал

Преобразования в стране.

В этих его произведениях отражается восторженное впечатление от

Произошедшей революции, выражаются надежды на светлое будущее:

«Новый сеятель

Бродит по полям

Новые зерна

Бросает в борозды

Светлый гость в колымаге

К вам едет». («Преображение», 1917 год)

Таким видится Есенину Образ революции. Он связан с надеждами на новую,

Лучшую жизнь. Поэт принимает тот, «новый день», который наступил в стране:

«О новый, новый, новый

Прорезавший тучи день!

Отроком солнцеголовым

Сядь ты ко мне на плетень …»

Но в то же время он словно начинает сомневаться в правильности

Происходящего, увидев изнаночную сторону тех преобразований, которые сам

Воспевал. В стихотворении «Кобыльи корабли» (сентябрь 1919 год), уже звучит

Как бы насмешка над теми, кто ничего не видя и не не понимая, стремится в

Новую жизнь, о также над самим собой, еще недавно тоже стремившемся туда

Же:

«Видно в смех над самим собой

Пел я песнь о чудесной гостье…»

«Чудесная гостья» оказалась совсем не той, какой представлял ее себе

Поэт. Позже, в поэме «Страна негодяев» (1922-1923 года), есенинский герой

Номах окончательно ее развенчает:

«Я верил … я горел…

Я шел с революцией,

Я думал, что братство не мечта и не сон,

Что все в единое море сольются,

Все сонмы народов, и рос, и племен.

Пустая забава!

Одни разговоры!

Ну что же?

Ну что мы взяли в замен?

Пришли те же тупики, те же воры

и вместе с революцией

Всех взяли в плен …»

Этими словами Номаха Есенин выражает свое отношение к революции,

Осознание ее изнанки. Существует мнение, что в своем герое Номахе Есенин

Изобразил самого себя, свою вторую, темную сторону души. По мнению М. Нике,

Во–первых описание Номаха совпадает с внешностью самого поэта: «Блондин.

Среднего роста, 28-ми лет». Во-вторых, имя «Номах» является анаграммой

«монаха» – деревенского прозвища Есенина и его двойника в «Черном человеке»

Итак, мы видим, какое смятение царило в душе Есенина, как он страдал

От того, что не мог понять и однозначно принять то, что происходило в его

Стране. Позже, в стихотворении «Письмо к женщине» (1924 год) он сравнит

Себя с лошадью, которой не по своей воле приходится скакать неизвестно куда

И зачем, и повернуть назад она не может:

«… Не знали вы, что я в сплошном дыму

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму

Куда несет нас рок событий …»

Поэт сравнивает революционные годы с «гущей бурь и вьюг». Но, как

Известно, буря не обходится без жертв, и не каждый может выдержать ее

Натиск:

«… Ну кто же из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался …»

Есенин явно не относил себя к тем, кто остался крепким в качке. И это

Время всеобщего хаоса оказалось очень удачным для того, чтобы наружу

Беспрепятственно смог выйти его «двойник» – «Черный человек», который будет

Преследовать поэта до конца его жизни, то, подавляя своим напором, то,

Немного отходя в сторону. «Двойник» этот выступает в образе «хулигана»,

Дебошира, поражающего окружающих своей грубостью и дерзостью, при этом

Склонившегося « над стаканом, чтоб не страдал ни о ком, себя сгубить в

Угаре пьяном». Этому «черному двойнику» противостоит светлый образ

Измученной, страдающей души поэта. По мнению М. И. Шубниковой – Гусевой,

Лирический герой Есенина, именующий себя «хулиганом», поражал нарочитостью

Своей вызывающей позы, смысл которой состоял в том, чтобы пробудить в людях

Сострадание к ближнему, «осветить потемки чужих душ»

Итак, причина душевного кризиса Есенина в большой мере была

Обусловлена его растерянностью перед «Бурей революцией», перед «роком

Событий». Он очень болезненно ощущал затерянность отдельного человека в

Этой «буре», полную оторванность от мира, от своих корней, от всего того,

На что раньше он мог опереться.

Также очень волновал Есенина вопрос о вытеснении всего живого

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Лирический герой Есенина, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Теория русской литературы

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Лирический герой Есенина.

    
    Наверх