Чувство одиночества и душевной тоски, владевшее Пушкиным в первый период южной ссылки, находит свое адекватное выражение в образе одинокого листка, трепещущего под осенним ветром на облетевшем дереве:
Этот зрительно ощутимый образ усиливается тонкой звуковой инструментовкой, вызывающей чувственное слуховое представление о пронизывающем свисте холодного зимнего ветра, в порывах которого трепещет одинокий лист:
Лирическое начало, которое отличает собственно мифическое произведение поэзии от простого описания или иного явления природы, окружающей поэта действительности или его внутренней духовной жизни, трудно поддается точному определению. Можно отметить, что момент взволнованности тем или иным имением внешней или духовной жизни и, вызванного ним, состояния приподнятости, по-видимому, является неотъемлемым элементом лирического отношения.
Лиризм стихотворения «Я вас любил: любовь еще, быть может,..» возникает из осознания, что давняя любовь в душе поэта «угасла не совсем», и — одноременно — беспощадного понимания необходимости подавления этого чувства в новых условиях его жизни1. Эти переживания разрешаются в предельно искреннем пожелании, в котором неразрывно соединились и глубочайшая нежность к любимому человеку, и тяжелая грусть расставания навсегда:
Именно эта строка сообщает особенно глубокий лиризм всему стихотворению.
Лиризм столь же трагически глубокого стихотворения «Прощание» возникает из осознания, что женщина, которую поэт продолжает любить, в новых условиях его жизни становится как бы умершей для него («Могильным сумраком одета»), да и сам поэт для нее угас. Этим создается возможность такого обращения к любимому и навсегда покидаемому человеку:
обращения, усиленного трагизмом прощания с другом, отправляющимся в тюремное заточение:
Воспроизводя в лирическом творчестве именно те, а не иные чувства, вызванные теми, а не иными сторонами действительности, поэт осуществляет таким образом индивидуальный отбор многообразных явлений жизни, придавая значение одним и отбрасывая другие. Поэтому в лирике любого крупного поэта, помимо картин воссоздаваемой им действительности, возникает образ и самого автора в его симпатиях и антипатиях к отдельным сторонам и явлениям этой действительности, в его Глубоко индивидуальном н в то же время общем для многих отношении к миру.
Понравилось сочинение » Лирическое начало в поэзии Пушкина, тогда жми кнопку
Самые популярные статьи:
Домашнее задание на тему: Лирическое начало в поэзии Пушкина.