Литературоведы о творчестве Б. Пильняка

29.01.2011

Новым этапом в изучении творчества Б. Пильняка можно считать к 80-90 – е годы XX века. Огромную роль сыграл здесь сын писателя Б.Б. Андроникашвили – Пильняк. В своих статьях (”о моем отце”, ”своя картина мира”, ”Мой дом быть русским писателем”… и др.) он не только создает образ Б. Пильняка как человека и писателя, рисует картину эпохи, современной Б. Пильняку, но и дает литературоведческий анализ таких произведений, как ”Голый год”, ”Машины и волки”, ”Волга впадает в Каспийское море”, ”Соляной амбар” и других.

Литературоведы пытаются глубже понять замысел автора, его видение и творческое изображение современных событий и их исторических предпосылок. Так, Г. Анищенко в статье ”Деревянный Христос и эпоха голых годов” пишет в позиции Б. Пильняка относительно революции в России 1917 г.: ” … Революция уносит Россию не только во времени – к дохристианской эпохе, но и в пространстве – толкает в другую часть света, к нехристианской Азии. В метельном мороке все поехало с основ”.

В к 90-х годов изучение наследия Б. Пильняка продолжается появлением диссертационных работ К.Б. Андроникашвили – Пильняк, А.Ю. Галушкина, С.Ю. Гориновой, И.Я. Кисловой и других. Стали традиционными и Пильняковские чтения, проводящиеся ежегодно в Коломне, на ”литературной родине” писателя. Возросший интерес к творчеству Б.А. Пильняка со стороны литературоведов порождает к жизни большое число критических работ, но, как уже было отмечено выше, они не содержат глубокого исследования историософской концепции автора, выраженной им в произведениях.

Это объясняется отчасти тем, что в современном литературоведении отсутствует целостный взгляд на творческое наследие Б. Пильняк. Изучаются лишь отдельные произведения, отдельные аспекты его творчества. В данной работе мы попытались проанализировать, осмыслить историософскую концепцию писателя, выраженную в произведениях 20-30-х годов. Выбор такого подхода обусловлен убеждением, что только философия истории может обеспечить целостный взгляд на творчество Б. Пильняка, ибо сам автор указывал на историческую основу своих произведений: ”Я хочу в революции быть историком …” (в письме к Д.А. Лутохину 3 марта 22 год. Таким образом, тексты произведений являются воплощением, реализацией авторской историософской концепции. Тема дипломного исследования определила необходимость обращения к понятию историософии как философской категории

Мы коснемся лишь некоторых ее аспектов, которые могут быть применены к творчеству Б.А. Пильняка: особый интерес для нас представляют общие законы исторического развития России, а также возможность влияния России на историческое развитие мира. Законы исторического развития России Пильняк формулирует на материале революции 1917 года. Оценивая ее образ через основные философские категории (соотношение природного – исторического, духа – материи, восточного – западного), Пильняк разрабатывает свою концепцию и реализует ее на страницах литературных произведений. Анализ текстов произведений позволяет говорить о важности авторского взгляда на философию истории России для раскрытия художественного мира писателя.

Отсутствие целостного анализа данного аспекта творчества Б. Пильняка в критике и литературоведении свидетельствует об актуальности данной работы и определяет ее цель: выявить основные положения философии истории Б. Пильняка в произведениях, 20-30-х годов, проследить за их эволюцией в указанный период творчества.

Система взглядов Б. Пильняка в прозе 20-х годов. Творчество Б. Пильняка 20-х годов представлено рассказами, повестями и романами, тесно связанными между собой повторяющимися мотивами, идеями, образами. На страницах ранних произведений (это, в основном, рассказы 1915 – 20 – х годов) складывается система философских понятий, которая станет основой для развития историософской концепции автора на страницах более поздних произведений: романов ”Голый год” (1920 г), ”Машины и волки” (1924 г) и повестей ”Метель” (1921 г), ‘Красное дерево” (1929 г), ”Третья столица” (1929 г). Свое развитие получает и наметившиеся в рассказах конфликты и противоречия. Началом своего творчества Пильняк считает те рассказы, под которыми стоит точное обозначение места написания: Коломна и ее окрестности.

Пространственная ограниченность позволяет автору глубоко проникнуть в прошлое, обращаясь к мифам, легендам, монастырским преданиям. Позднее, когда Пильняк посвятит творчество изображению современности, Коломна войдет в произведения не легендами и преданиями, а своим обликом, реальными знаниями и сооружениями, планировкой улиц и площадей. В рассказах же коломенские реалии призваны создавать дух прошлого, дух языческого мировоззрения, которое никогда, не было изжито христианской религией и проявилось со всей яростью и стихийностью в революционное время. Рисуя на фоне провинциальной действительности жизнь в ее всеобъемлющем проявлении (жизнь человеческая, природная, историческая), Пильняк определяет ее ценности законы.

Именно в раннем творчестве складывается важнейший для Пильняка способ философствования, получивший в начале XX века название ”мистический реализм”. Это религиозно-философская концепция, допускающая возможность непосредственного знания человеком познаваемых им оригиналов (в произведениях Пильняка это природа, позднее – история и революция) путем прямого пребывания в них его души. В ранних рассказах Б. Пильняк пытается познать прежде всего жизнь человеческую и природную. Слиться с природой, по Пильняку, это вскрыть инстинктивно-бессознательные начала человеческой жизни. Исторически у русского человека сложилось два типа мировоззрения, один из которых наложился на другой, – язычество и христианство, причем первое и стало тем инстинктивно-бессознательным, что имеет значения для Пильняка. Главной чертой языческого мировоззрения выступает слияние человека с природой.

Природа – одна из важнейших тем пильняковских рассказов. ”Жизнь, свет, солнце, все. Что есть кругом и внутри человека, человек познает через самого себя”, – пишет Пильняк в 1915 г в рассказе ”Смерти”. Природа выступает здесь как нечто, существующее под взглядом человека, лишь в его присутствии Пильняк пытается изобразить Природу без вмешательства человека, в ее идеальном, мифическом состоянии, почувствовать ее изнутри. Этому посвящен рассказ 1915 г ”Целая жизнь”. Рассказ о птицах. Птицы – это природа. Нет названий и характеристик; автор пытается уйти от имен, данных человеком, к истине, не требующей ненужных подробностей. В завязке рассказа – любовь и рождение, в развязке – смерть.

Это событийность природной жизни. Важнейший урок, который способна дать Природа, свободная от человеческого опыта и исторических условностей. Она ценна сама по себе. Путь к такой природе ищет герой ранних пильняковских рассказов (”Снега”, ”Смертельное манит”, ”Лесная дача”). Только любовь способна одарить человека природной мудростью, соединив его с Природой. Но человек отказывается от любви, тем самым отказываясь от языческого слияния с природой (”Мать сыра – земля” (1927)).

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Литературоведы о творчестве Б. Пильняка, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Интерпретации. Поэтика литературного постмодернизма

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Литературоведы о творчестве Б. Пильняка.

    
    Наверх