Товары

Мотив недоверия к миру в повестях Дж. Крюса

2.04.2010

Крайне показателен для литературы мотив недоверия к миру взрослых, живущих по неправедным, «недетским» законам. Отсюда бунт маленькой Бабы-Яги Пройслера, бунт Эмиля и его друзей и «мальчика из спичечной коробки» Кестнера. Те же мотивы мы встретим у Дж. Крюса, П. Хертлинга. В этом антагонизме к миру взрослых (за редкими исключениями, которые всегда изображаются писателями именно как исключения. Например, родители в биографической книге Кестнера, прадед в книге Крюса «Мой прадедушка, герои и я» и др. В детской литературе находят отражение те сложные социальные проблемы современности, которые не всегда получают прямое выражение в произведениях, но существуют в подтексте, хорошо понятном ребенку, живущему в этом мире.

Книги Крюса всегда современны: и когда они описывают реальность, как в названных книгах или в известной повести «Антон и Кнопка» (1931), и когда происшествия невероятны («35 Мая», 1931; «Заколдованный телефон», 1931; «Летающий класс», 1933, или «Мальчик из спичечной коробки» (русский перевод — 1966). Творчество Крюса явилось неопровержимым доказательством необходимости и плодотворности обращения к классическому наследию. В его книгах мы без труда обнаружим и тонкий логизм  романтической   сказки   Гофмана,   и   своеобразный очный реализм Гауфа.

Дж. Крюс — первый детский писатель ГЕРМАНИИ, который с такой необычайной остротой почувствовал необходимость рассказать детям о самых сложных проблемах времени и истории Германии, ничего не скрывая, не смягчая, не боясь быть непонятым. Задача предстояла трудная, и Крюс обращается как к опыту мировой литературы прошлого, так и к самым современным литературным исканиям, формам, стилистике. Крюс не столько стремится придумать что-то новое, сколько обнаруживает его в самой жизни современного маленького человека, который легко воспринимает как древнюю легенду, сказку — народную или романтическую, так и сугубо современный комикс и детектив, наивный речитатив древней колыбельной и современный ритм джаза, романтику открытий первопроходцев науки и современную технику, соединяя в себе естественную наивность ребенка и опыт современного человека в острейших социальных проблемах, сколь бы «по-детски» он их не перетолковывал.

Еще одно качество отличает Крюса от его предшественников. И Пройслеру, и Кестнеру свойственны тонкая ирония, мягкий юмор. Дж. Крюс более разносторонен и в этом плане. В его творчестве мы обнаружим не только всю палитру иронии и юмора, но и сатиру — сатиру жесткую, суровую, которая напомнит Гофмана, но Гофмана не автора детских сказок, а писавшего для взрослых со всей беспощадностью его сатирического гротеска, сатиры Г. Гейне, Г. Манна. Сатира Крюса всегда остросоциальна.

В повести о «Тиме Талере» Джеймс Крюс использует хорошо известный в немецкой литературе и много раз обработанный различными писателями мотив о продаже человеком ради денег своего «я». У А. Шамиссо — это была тень героя, у В. Гауфа — сердце («Холодное сердце»), у Т. Манна — жизнь («Доктор Фаустус»). Вариант Крюса особенно трагичен, его герой — ребенок и сирота. Вступая в сделку с силами зла, предшественники1 Тима хотя и не до конца, но знали, на что и во имя чего идут. Тим своей судьбы не выбирает, весь строй жизни, в которой он существует, толкает его на этот поступок. Сила зла у Крюса изображена с нарочитой откровенностью, в качестве черта выступает современный делец, оснащенный полным набором современных технических чудес и фантастическим богатством. Крюс допускает толику чертовщины только лишь для сказочной,; достоверности, создавая своего рода современную фантасмагорию. Вместе с тем писатель не снимает вины и со своего маленького героя. Путь осознания своего проступка и борьбы за возвращение человеческого достоинства у Тима столь же долог, как и у его предшественников. Писатель не боится сюжетных осложнений, вводит целый ряд второстепенных героев, дублирующих практически его главного персонажа, олицетворяющего зло,— черта, чтобы продемонстрировать реальную сложность реальной борьбы с бесчеловечными силами буржуазного мира. Как и у Кестнера, у Крюса побеждают дружба и солидарность простых людей, но именно здесь писатель не скрывает сказочности подобной ситуации в реальном мире.

Удивительно резок контраст красок, к которым прибегает Крюс в своей книге. Автор лиричен, мягок, даже сентиментален в изображении Тима и его друзей. Жесткими, гротескными, безжизненными красками выписан мир современных буржуазных дельцов, нарочито подчеркнут их автоматизм, бездуховность, бесчеловечность.

Книга «Мой прадедушка, герои и я» в идейном смысле необычайно важна и для самого Крюса, и для детской литературы ГЕРМАНИИ в целом. Никто из детских писателей ГЕРМАНИИ не пытался с такой широтой поставить проблему мировоззрения и нравственности современного поколения детей. Лжеромантика и лжегероизм были достаточно безотказным и хорошо отлаженным механизмом, при помощи которого на протяжении более двух столетий происходило формирование миросозерцания многих поколений в Германии в духе шовинизма и расизма.

Крюс находит удачную форму изложения этих совсем не простых для детского восприятия проблем. В книге скомпонованы и серия новелл, и стихи. Сатира, гротеск и лирика, психологизм и документальность отличают эту своеобразную книгу, жанр которой не укладывается ни в какие каноны.

Сюжетный план повествования — лирический рассказ об острове Гельголанде, родине писателя, его самобытных людях, мудрых и неунывающих, вопреки всем трудностям жизни. Непритязательное внешне бытописание несет большую идейную нагрузку. Взаимоотношения главных героев: «старого» (прадеда) и «малого» (правнука) — это сама история, предстающая в естественной диалектике опыта прошлого и познания настоящего. Перелистывая вместе с героями страницы истории человечества, юные Читатели учатся суровой, нелицеприятной, но бесконечной мудрости олицетворением которой является в книге образ Прадеда, бескомпромиссного судьи истории, гуманный опыт которой он доносит до правнука и современного поколения.

На эту образно-эмоциональную линию повествования наложен и трои план, который требует известного знания истории и культуры. В беседах героев, их «сочинительстве» раскрывается различное в разные времена понимание героя и героического, прямо влияющее на жизнь человека. Процесс постижения истины происходит на глазах. Читатель вместе с героями напряженно ищет ответ, рассматривает варианты, делает выводы. Крюс не боится прямой назидательности в конце каждой главы, ибо она оказывается результатом совместных исканий и находок, рожденных не только духовным единством героев, но и читателей. Каждая истина, прежде чем обрести форму коллективного вывода, многократно варьируется в сочиняемых «старым» и «малым» стихах, в импровизациях на заданную тему.

Понравилось сочинение » Мотив недоверия к миру в повестях Дж. Крюса, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Примеры сочинений по зарубежной литературе 8 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Мотив недоверия к миру в повестях Дж. Крюса.

    
    Наверх