Мятежная повесть Андреева

4.02.2011

Вплоть до того  момента  в

повествовании,  когда  избитый  хулиганами  герой  приходит   в   себя,   он

представляется  обыкновенной  личностью:  речь  идет  о  нормальном,  хорошо

воспитанном, несколько робком юноше, который мечтает о  прекрасных  чувствах

и благородных поступках. Но, оказавшись  в  чрезвычайной  ситуации  –  один,

ночью, рядом с поруганным бесчувственным  телом  подруги,  -  он  переживает

мгновенное  превращение,  которое  Андреев  не  объясняет  с  точки   зрения

психологической динамики, а подготавливает подступно.  У  Достоевского  Соня

была вынуждена  вести  позорный   образ  жизни  уличной  проститутки,  чтобы

прокормить семью.

Раскольников никак не мог понять, «что поддерживало ее»  и

« почему она так слишком уже долго могла оставаться в таком положении  и  не

сошла с ума…». «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее  только  механически;

настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце: он  это  видел,

она стояла перед ним наяву…», – приходит к  выводу  герой  М.  Достоевского.

Данный пример является своего рода антитезой случаю, описанному Андреевым  в

«Бездне». Эта «диалектика души» человеческой была  зафиксирована  в  Библии,

задолго до нашей эры. С одной стороны  говорится:  «Больше  всего  хранимого

храни сердце твое; потому  что  из  него  источники  жизни»  (Книга  Притчей

4:23),  – а с  другой:  «Ибо  из  сердца  исходят  злые  помыслы,  убийство,

прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления: это  оскверняет

человека» (Ев. от Матфея 12:19) или «Лукаво сердце человеческое более  всего

и крайне испорчено; кто узнает его?» (Книга Иеремии 17:9).

Для  писателя-

«мистика» не разум  является  ключом  к  миропониманию,  а  интуиция,  Разум

отступает  перед   натиском   бессознательного   –   и   человек   сокрушен.

Бессознательное – это  бездна,  пропасть,  грозящая  разверзнуться  в  любую

минуту под изощренными сооружениями человеческого ума, и  знаменательно  то,

что само  вынесенное  в  заглавие  слово,  являясь  емким  образом-символом,

встречается у Андреева весьма  часто,  порой  становясь  одним  из  ключевых

(например, в рассказах «Вор» (1905) и «Тьма»  (1907).  Писатель  намеревался

осветить  и  «благородные»  стороны  человека  в  «Антибездне»,  но  замысел

остался неосуществленным.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Мятежная повесть Андреева, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 8 класса

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Мятежная повесть Андреева.

    
    Наверх