Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии

26.06.2011





Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении «Поэт и Гражданин». Именно отсюда известные строки:



Поэтом можешь ты не быть,

Но Гражданином быть обязан.



Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:



Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.



Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится «поплатиться головой». Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.

В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.

Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения — «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. «Мужицкое счастье» — понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:



«Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал».



И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это «Муза мести и печали». Ее голова украшена «терновым венцом». Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.

Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме «Мороз, Красный нос». Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный «тип величавой славянки», который так дорог Некрасову.

Это тоже в какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.

Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества — борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? «Муза мести и печали».

В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:



Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет…



Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна («Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, — неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности, и как выдающийся журналист. С его именем связаны названия популярнейших журналов XIX столетия «Современник» и «Отечественные записки» Именно на страницах этих журналов печатал он свои произведения, рассказывающие о тяжелой доле русского крестьянина («Несжатая полоса», поэма «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда»), о трудной и беспросветной жизни городской бедноты (цикл «О погоде», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной…», «Вчерашний день, часу в шестом…»), стихи, посвященные А. Я. Панаевой («Мы с тобой бестолковые люди…», «Если, мучимый страстью мятежной…», «О, письма женщины нам милой…») и многие другие произведения.

 Стихи Некрасова впервые в русской поэзии с резкостью и прямотой раскрыли перед читателем картины народной жизни. Поэт изобразил убогую русскую деревню с ее печалью и нищетой и «несжатую полосу» крестьянина, которому «моченьки нет». В его произведениях нашли отклик страдания простого человека.

 Стихи Некрасова имели огромный успех, все чувствовали, что появился поэт, которого еще не было на Руси. Он произнес обличительный приговор самодержавию, высказал свою любовь к народу и светлую веру в прекрасное будущее Родины.

 Расцвет творчества поэта относится к 60-м годам XIX века. В это «трудное и лихое» время его муза заговорила «бойким» языком. Чернышевский о нем писал: «Вы теперь лучшая — можно сказать, единственная прекрасная — надежда нашей литературы».

 Родине и народу посвящены многие стихотворения поэта. Еще в ранний период творчества Некрасова обнаружилось, что «родина», «земля» — для него всепоглощающая тема. Трудно себе представить какое-нибудь стихотворение Некрасова, в котором не было бы русской природы и русских людей. «Да, только здесь могу я быть поэтом!» — воскликнул он, вернувшись из-за границы. Чужбина никогда не привлекала его, поэт даже попытки не сделал отречься, хотя бы на короткое время, «от песни, что навеяна метелями и вьюгами родимых деревень». Поэт благоговел перед Родиной; он сердечно изображал деревню, крестьянские избы, русский пейзаж: «Опять она, родимая сторона, с ее зеленым благодатным летом…» Из этой пламенной любви к Родине, к ее великому народу и изумительной русской природе и выросла поэзия, которая составляет наше богатство.

 Некрасов болел за судьбу России и призывал к работе по преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну. Поэт высоко ценил в русском народе его активность в борьбе за счастье.

 Да, не робел – за отчизну любезную

 Вынес достаточно русский народ.

 Некрасов угадывал великую роль России.

 Покажет Русь, что есть в ней люди,

 Что есть грядущее у ней…

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии.

    
    Наверх