Товары

Николай Волновой (1893—1933). Настоящая фамилия Фитилёв

6.02.2010

Школьной программой предусмотрено изучение новелл Н. Волнового «Кот в сапогах», «Солонский овраг», «Мать», «Я (Романтика)» и повесть «Иван Иванович». Эти произведения дадут ученикам общее представление о литературном наследии писателя, оригинальном и неповторимом таланте, великом общественном и культурном деятеле.

Николай Григорьевич Волновой неизвестен школьной молодежи, да и не только ей. Более пятидесяти лет его имя называлось среди самых главных врагов народа. Заидеологизированная наука в угоду официальным тоталитарным вождям лила грязь на него только потому, что он «безумно любил Украину», смертельно хотел «вывести нашу хохляндию на большой исторический тракт», разрушить рабскую психологию этой «классической рабской страны», разбудить тяжело рождаемую украинскую интеллигенцию от мертвенной дремоты и поставить ее впереди наций, чтобы не брела она окольными путями, слепо ступая в следы сомнительных поводырей». За свой ориентир Н. Волновой взял не «вечную» Москву, а «новорожденную» психологическую Европу, с ее новым социальным и духовным порывом, новым искусством, новыми стилями, творческими методами, разнообразными течениями, группировками, новым мышлением…

  • «Европа – это опыт многих веков… грандиозной цивилизации, Европа – Гете, Дарвина, Байрона, Ньютона и Маркса»

Но наш интеллигент еще не дозрел, так как «без русского дирижера наш культурник не мыслит себя. Он способен только повторять, обезьянничать. Он никак не может понять, что нация только тогда сможет культурно проявить себя, когда найдет ей одной присущий путь развития». Такой ориентации идеологические эстеты принять не могли. Даже в начале «хрущевской оттепели» один из таких мэтров писал: «Этот писатель принадлежал к прямым эпигонам буржуазного декаданса и потому закономерно отошел в литературное забвение»… А еще тридцать лет тому назад академик Белецкий после выхода в свет первых произведений Н. Волнового назвал его «основоположником настоящей украинской прозы». Еще тогда его произведения стали образцом для многих молодых писателей Украины, его магическое влияние еще долго ощущали прозаики и после трагического мая 1933 года. Г. Зеров, известный поэт и критик, писал: «Широкий круг неиспользованных возможностей, и при том отсутствие настоящего ученичества, знаний, авторской требовательности, художественного углубления – та атмосфера, в которой вырастает наше молодое писательство. Из всех возможных стилей прозы – везде, и всегда один Волновой, к тому же Волновой, воспринят как канон, как литературная норма. Дотянитесь к этой норме – и будете «как боги»!.. Об этом писал и его друг, поэт В. Сосюра: «Волновой благодаря своей волшебной индивидуальности и огромному знанию русской и украинской литератур… собрал вокруг себя целую плеяду молодых прозаиков… Его соратниками были, чуть позже, Панч, Бражливый, Копиленко, Яновский…, Подмогильный и другие. Можно сказать, и Головко. И на всех них была печать его гениальности».

Сразу скажем, что произведения Н. Волнового сложные для изучения. Мы не приучены к восприятию и пониманию такой литературы. Его импрессионистическое построение новеллы, преисполненное драматического лиризма, выпадает из классической линии украинской прозы, хотя Волновой, как отметили и критики, является прямым продолжателем нашего классика М. Коцюбинского. «Революционер от головы до пят, Волновой крепко связан с лучшими традициями украинской художественной литературы: можно сказать, что поиски Волнового начались там, где прервались поиски Коцюбинского», – писали в 1926 году создатели  литературной хрестоматии «За 25 лет». Родился Николай Григорьевич Волновой (настоящая фамилия Фитилев) 13 декабря 1893 года в поселке Тростянец на Харьковщине (теперь это Сумская область) в семье учителей. Большое влияние на формирование мировоззрения и творческих начинаний оказали  мать Елизавета Тарасенко и отец, а также то окружение, среди которого рос мальчик. В письме к Г. Зерову Волновой вспоминал свое детство: «Отец никогда не говорил по-украински, зато бабушка не только говорила, а и в глухие слобожанские вечера рассказывала мне много сказок о домовых, лесовиках и т.д. От бабушки – украинский язык, от отца – народнический «душок»… Благодаря отцу, я рано перечитал русских классиков, хорошо ознакомился с Диккенсом, Гюго, Флобером, Гофманом и т.д.» От природы любознательный, зажигательный, непоседливый мальчик любил полемизировать, вступать в спор не только с ровесниками, а и со старшими, с учителями. Николай закончил начальную школу, потом продолжил обучение в гимназии. И за вольнодумство после четырех лет обучения был из гимназии исключен. Позднее сдал экзамены  экстерном и получил аттестат. С этим багажом знаний и пошел в люди.

Николай имел трех сестер и брата. В 1904 году родители развелись и Николай остается с матерью. Пришлось искать работу. Работал у помещика в экономии, странствовал по селам, потом «шалопайничал» по заводам, некоторое время находился среди шахтеров Донбасса. Начитавшись Горького, проникнулся «философией босяков», путешествовал на Юг. «Почти до объявления войны я работал на Юге грузчиком, извозчиком, разнорабочим. Война и мобилизация меня отрезвила. Тогда мне исполнился 21 год – год призыва. Я должен был идти на военную службу». Служил на Волыни, Галиции, прошел землями Польши, Буковины, Румынии. «Этот период своей жизни, – писал Н. Волновой,- я могу охарактеризовать как период полного духовного упадка. Ни о какой идейной работе я уже не мог мечтать, так как видел я только одну бесконечную «походную» дорогу, на которой подстерегало меня бесхлебье, пушечный гул и серая масса безликих людей». И лишь в 1916 году наступил перелом. Волновой столкнулся с новыми людьми, попав в газовую команду. Он включается в активную политическую борьбу, ведет агитацию против войны, «стал задумываться над вольностями Украины». В конце 1917 года после госпиталя возвращается домой. И снова в вихре буревых политических событий, принимает участие в борьбе с деникинцами. С 1921 года работает на заводах Харькова, ведет политическую пропаганду, постоянно следит за развитием новой литературы, много читает, становится членом редколлегии журнала «Красный путь». Литературную деятельность Н. Волновой начал с 1917 года. «Сначала я писал так называемые агитки для плакатов и газет в  стиле  Демьяна  Бедного.  Потом,  когда  агитационный  период революции закончился, я перешел к художественному творчеству». В большую литературу он вошел как поэт «рабочей среды». Вместе с В. Сосюрой и М. Йогансеном начал новую «эру творческой пролетарской поэзии». Бушующие события 1917 года позвали этих художников к новым творческим порываниям. В своем «универсале к рабочему классу и пролетарским художникам украинским» они запишут: «Медной сурьмой призываем в наши ряды творческие единицы рабочего класса… Формируем отряды. Организовываем регулярную армию художников пролетариата. Наши ряды крылатые будем наполнять железной дисциплиной рабочих ритмов и пролетарских метафор. В этом предшественники наши и пророки – Шевченко и Франко». Мечталось и верилось, что наступает желанная эпоха свободного творчества, эпоха, которой еще не знала Украина от времен царского узурпаторства. Молодые поэты в поисках новых путей образно-стилевого и жанрового обновления. Беря на вооружение творчество своих учителей и пророков Шевченко и Франко, они стремятся воссоздать послереволюционный пафос построения нового порядка, в который верили, за который готовые были головы положить.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Николай Волновой (1893—1933). Настоящая фамилия Фитилёв, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Николай Волновой (1893—1933). Настоящая фамилия Фитилёв.

    
    Наверх