Николай Вороной (1871-1940)

9.02.2010

Вопреки всяческим оценкам, Н. Вороной остается непревзойденным мастером слова, творцом поэтических шедевров, глубоко патриотичных произведений, выдающимся переводчиком и выдающимся ученым-искусствоведом. «Даже при условиях тотальных царских запретов и преследований украинского слова, – справедливо делает замечание Г. Вервес, – Вороной создал во многих областях культуры непересекающиеся вещи, которые и сейчас можем смело отнести к ее лучшим достояниям».

 Поэтому будем стремиться дать объективную оценку жизненного и творческого пути выдающегося писателя, культурного и общественного деятеля, который жил и создавал на изломе двух исторических эпох, человеку хрустально честному, преданному своему народу и своей Украине. Родился Николай Кондратович Вороной 24 ноября 1871 года на Екатеринославщине (теперь Днепропетровская область) в зажиточной семье ремесленников, которая сохраняла давние украинские традиции. Отец походил из крестьян, внук крепостного, который в свое время сумел записаться к мещанам. Мать была из рода известных украинских деятелей, к которым принадлежал Прокоп Колачинский, ректор Киево-Могилянськой академии (1697-1702). От матери маленький Николай перенял пылкую любовь к украинской культуре, народным обычаям, поверьям, к украинской сказке, песне, легенде, от нее выучил наизусть «Екатерину» Шевченко, от нее – пожизненная любовь к поэзии Кобзаря. Большое влияние на развитие мальчика, его патриотические чувства имел дед Павел, который даже после двадцатипятилетней службы в уланском полку не русифицировался, говорил на украинском языке, прожив почти сто лет на степных просторах юга Украины. Детство будущего поэта прошло на Слобожанщине, куда переехали родители. Живописные окраины Харькова, Гончаровка и Холодная Гора, остроумные и жизнерадостные люди, которые и в горе умели шутить, всегда вызывали приятные воспоминания у юноши. Тяжелая жизнь ремесленников, а с ними мудрое слово, задушевная народная песня и дума, мамины и дедовы сказки и рассказы, а со временем и  «Кобзарь» Шевченко стали тем целебным источником, из которого в течение всей жизни черпал Н. Вороной эстетичное и духовное, черпал  воодушевление.

Читать и писать научился от мамы, потом начальная школа, училище в Харькове и Ростове. Увлекался Николай приключенческими романами М. Рида, Ф. Купера, Ж. Верна, тогда же пробудился большой интерес к гражданской лирике Некрасова, И. Никитина, С. Надсона. Настольной книгой становится «Кобзарь». Под их влиянием потянулась рука и к написанию собственных произведений. В 80-х годах родители переезжают в Ростов, где Вороной продолжает обучение в училище. Здесь он проходит первые азы «политического образования». В Ростове сближается с народниками, читает запрещенную литературу, принимает участие в тайных кружках, вместе с народовольцем С Ерастовым организовывает «Украинскую общину». Пришли первые аресты, после которых Н. Вороного исключают из 7-го класса училища с запретом вступления в университет и проживания в больших городах.

На это время Н. Вороной был хорошо знаком не только с политическими работами Ф. Бюхнера, П. Лаврова, а и с литературно-критическими статьями Добролюбова,  Чернышевского, Писарева. Но его кумиром и идейным поводырем на длительное время стал Драгоманов. Вороного пленили публицистические выступления, литературоведческие, общественно-политические и философские статьи этого человека. Импонировала также гражданская страсть Драгоманова, высокий гуманизм, глубокая вера в неизбежность поступательного движения человечества, искреннее переживание за судьбу Украины, твердое убеждение в возрождении нации, духовное и социальное развитие украинского народа. Именно к нему в Болгарию решил поехать юноша на выучку. Позднее он писал: «Меня манила и Европа, а главное – манила таинственная фигура «властителя дум» радикальных… – профессора Михаила Драгоманова. От него хотелось получить научное знание и с его более близкой помощью выработать и составить свое политическое мировоззрение» ». К сожалению, не судилось осуществиться этой встрече. По приезду во Львов Н. Вороной узнает, что Драгоманов недавно умер (1895).

Н. Вороной уезжает в Вену, некоторое время учится в Венском университете, потом возвращается во Львов, где продолжает университетское образование, здесь сближается с И. Франко, работает в журнале «Жизнь и слово», помогает Франко в издании газет «Общественный голос», «Радикал», на некоторое время становится актером и режиссером театра общества «Русская беседа» и редактором журнала «Заря». Еще в Ростове Н. Вороной увлекается театром Кропивницкого. Теперь он ведет постоянную переписку с Кропивиицким, спрашивает, совещается, а потом переезжает на восточную Украину, становится актером театра Кропивницкого. Со временем работает в трупах  Саксаганского,  Васильева, как актер странствует городами и селами Украины и России. Первое стихотворение «Не сокрушайся, девушка» напечатал в 1893 году. С того времени в периодической печати Н. Вороной постоянно выступал со статьями, обзорами и поэтическими произведениями. Было время, когда он стоял на распутье: поэзия или театр?

Это был период борьбы двух талантов, двух побуждений: литературного и театрального. Кроме того, Н. Вороной – натура деятельная, эмоциональная. Он постоянно находился в вихре политических событий. В Харькове входит в тайное политическое общество    «Братство     тарасовцев»,     принимает     участие    в    создании первой украинской социал-демократической партии в Галиции, а также Революционной украинской партии (РУП). Весной 1903 года Н. Вороной приезжает в Киев на съезд «громадовцев» как делегат одесской «Старой общины». Здесь он встретился с Верой Николаевной Вербицкой, дочерью поэта и сотрудника журнала «Основа». Вскоре они поженились и  поселились в Чернигове. Но семейное счастье, о котором ему мечталось во время актерских странствований, вероятно, не судилось. Уже через год семья распалась. Поэт тяжело переживает разрыв с женой. От отчаяния его спасают его друзья Коцюбинский, М. Жук, Б. Гринченко, Коваленко и общественная работа в черниговской «Просвите», «Литературно-артистическом обществе», любительском театральном кружке черниговских семинаристов, среди которых был и П. Тычина. Позднее трагедия любви поэта вылилась в стихотворные циклы «За ворота рая», «Нитка бус ожерелья» и в отдельных поэтических шедеврах, преисполненных невыразимой боли, отчаяния, большого страдания.

На это время приходится и участие Н. Вороного в создании Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), в которой, по словам поэта, он,  Коцюбинский и Леся Украинка «представляли так называемую «литературную секцию». В наших энциклопедиях и других статьях мы пока что не найдем объективной оценки политических платформ украинских партий и обществ, поэтому не следует учителю воспринимать на веру и повторять перед учениками эти характеристики, Поэт не смог, как пишет Г. Вервес, «сделать еще один решительный шаг – понять и принять победу октябрьской революции». А не правильнее ли посмотреть на эту проблему по-иному: поэт понял и потому не воспринял ее, не сделал ей навстречу того последнего фатального шага. Ведь понимал В. Винниченко, что «большевистским путем» нельзя реализовать идеи социализма. Н. Вороной, как и А. Олесь, горячо приветствовал февральскую революцию 1917 года. Именно в настоящее время он пишет глубоко патриотичное стихотворение «За Украину», которое имеет признаки песни, боевого марша:


Самые популярные статьи:



Домашнее задание на тему: Николай Вороной (1871-1940).


Наверх