Но знаю я, что лживо, а что свято, — В. Высоцкий

23.07.2011

Поэт и Время. Эти понятия не существуют друг без друга, они взаимосвязаны. Поэту открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно Времени дано судить, станет ли он Поэтом.

Уже более двадцати лет прошло после ухода из жизни Владимира Высоцкого. Шок, вызванный в свое время его смертью, заставил задуматься, кем он был для нас: актером, поэтом, композитором?

    Владимир Высоцкий вошел в литературу в начале 60х гг. Романтическое настроение общества, вызванное недолгой “оттепелью”, послужило толчком для расцвета так называемой бардовской поэзии. На гребне этой волны Высоцкий и ворвался в нашу жизнь со своими первыми произведениями. Кто же герои его первых стихов? Дураки и сумасшедшие, воры и алкоголики, словом, аутсайдеры общества. Невольно напрашивается ассоциация с “чудиками” Шукшина. Вспомним шукшинского Егора Прокудина, прошедшего воровскую школу и не разучившегося видеть красоту окружающей жизни. Он ведь из того же теста, что и герой стихотворения Высоцкого “Весна еще в начале”: И вот опять — вагоны, Перегоны, перегоны, И стыки рельс отсчитывают путь. А за окном — в зеленом Березки и клены — Как будто говорят: “Не позабудь!” А с насыпи мне машут пацаны. Зачем меня увозят из Весны!..

Комуто может показаться странным, но, на мой взгляд, лирический герой Высоцкого — будь то вор, алкоголик, сумасшедший, работяга, солдат, спортсмен — плоть от плоти того “маленького человека”, которого открыли в литературе XIX века Пушкин, Гоголь, Достоевский.

Читая стихи Высоцкого, слушая его песни, удивляешься, как же преобразились башмачкины и девушкины! Явление, подмеченное поэтом, страшно по сути своей. Смеясь над обитателями Канатчиковой дачи, мы не замечаем, что смотримся в зеркало.

Мы тоже дети страшных лет России,

Безвременье вливало водку в нас.

Поэт уловил страшные симптомы вырождения народа и пытался своими стихами достучаться до каждого из нас. Но в нашей российской жизни, что тогда, в 6070е годы, да иногда и сейчас, говорить правду небезопасно. И поэт взял на вооружение иронию. Он вырядился шутом гороховым и с простоватым, а порой и лукавым, видом выплеснул нам в лицо правду, облачив ее в форму баллады, сказки, притчи. Вспомните его стихи: “Баллада о брошенном корабле”, “Притча о Правде и Лжи”, “Песнясказка о Нечисти”, “Сказка о несчастных сказочных персонажах”.

Простота и доступность поэзии Высоцкого кажущаяся. Истоки ее в народном театре, смеховой культуре. Говоря о современниках, поэт и смеется, и жалеет их. Его герои легко перевоплощаются. И это не что иное, как смена масок в балагане. В наше время переосмыслена формула Шекспира: “Весь мир — театр”. Театр нашей жизни оборачивается балаганом:

Раздали маски кроликов,

Слонов и алкоголиков.

И вот уже мотив маскарада, в котором все равны и равно глупы, проходит красной нитью в творчестве поэта.

    Все в масках, в париках — все как один, Кто сказочен, а кто — литературен… Сосед мой слева — грустный арлекин, Другой — палач, а каждый третий — дурень.

Смех таит в себе некую двойственность, свойственную психологии русского народа. Ирония и сатира помогают превозмочь, преодолеть самые трудные условия жизни. Подобно Зощенко, Высоцкий умеет взять самую пошлую тему и заставить человека хохотать и рыдать над самим собой…

Отождествляя автора и лирического героя, нередко читатели и слушатели его ошибались, принимая поэта “за своего в доску парня”. Свою первую маску Высоцкий создал, опираясь на традиции городской народной поэзии, не признанные тогда официальной литературой. Он отлично владел образами и языком этой поэзии. В дальнейшем поэт создал сотни таких масок. Они узнаваемы, как народные лубочные картинки, как глиняная игрушка с элементами гротеска.

Я уверен, что популярность Высоцкого не в остросюжетно его песен и не в скандальности слухов о поэте, а, прежде всего, в народности его творчества. Народность Высоцкого заключается в самом методе его мышления: в умении видеть парадоксальность ситуации, создавать яркие иронические и точные образы.

Люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут, а не умеющие самостоятельно мыслить его иронии не оценят; равнодушные же ко всему, кроме личных проблем, тревоги и боли его не поймут.

Настоящего поэта всегда сопровождают не только почитатели, но и хулители, и даже гонители. У поэзии Высоцкого и тех и других вдоволь. В этом признак силы его поэзии. У Булата Окуджавы есть песни, посвященные Высоцкому, в одной из них такие строчки:

Может, кто и нынче снова хрипоте его не рад.

Может, кто намеревается подлить в стихи елея…

А ведь песни не горят, они в воздухе парят.

Чем им делают больнее, тем они сильнее.

Высоцкий и его герои всегда победители — так хотел поэт! Он был талантливым певцом. Я не могу представить его без гитары. И даже когда я читаю его стихи, то слышу его чуть хрипловатый голос. В песнях слышно, как хочется ему, как нравится ему быть сильным, жестким, уверенным, твердо знать, чего хочешь, чего не любишь. Преодолеть все и добиться своей цели во что бы то ни стало. И поэтому лирический герой его поэзии противоречив. Он то в отчаянии от окружающей действительности (“И люди быстро обнаглели: Твори что хочешь — смерти нет!”), то смело смотрит в будущее, с надеждой, что под маской живет чистое, светлое человеческое лицо:

    Я в тайну масок всетаки проник, Уверен я, что мой анализ точен: Что маски равнодушия у них — Защита от плевков и от пощечин.

Непостижимо порой, откуда он, молодой, так много и так глубоко знал о времени, в котором не жил? О войне,— хотя сам не воевал; о сталинских тюрьмах, — хотя сам не сидел; о деревне русской, — хотя сам горожанин, прирожденный москвич. Особенно мне нравятся его песни о войне.

Кто сказал: “Все сгорело дотла, Больше в землю не бросите семя?” Кто сказал, что земля умерла? Нет, она затаилась на время. Материнства не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать море…

Я часто слушаю в записи любимую песню “Он не вернулся из боя”. Какое страшное одиночество чувствует человек, потерявший настоящего друга:

Почему все не так?

Вроде все, как всегда:

То же небо, опять голубое,

Тот же лес, тот же воздух

И та же вода,

Только он не вернулся из боя…

Высоцкий откровенно ненавидел трусов, мерзавцев, людей легкой наживы: “Бросайте за борт все, что пахнет кровью, и верьте, что цена невелика…” В его песнях звучит тревога за настоящего человека, оказавшегося не в ладу с этим миром. Высоцкий кдк будто боится пропустить сигнал бедствия, он сам мчится на помощь, боясь опоздать. Он справляет поминки о павших, боится когонибудь из них позабыть, раз уж не удалось спасти. Он бьет, бьет в набат: у каждого человека свой голос, своя песня. Но люди забыли об этом, они хитроумно и упорно “откладывают себя”, а потом панически спохватываются, когда уже поздно.

Он начал робко с ноты “до”,

Но не допел ее, недо…

Не дозвучал его аккорд, аккорд

И никого не вдохновил.

Собака лаяла, а кот мышей ловил…

Почти каждую свою песню Высоцкий пел на пределе сил человеческих. А сколько у него было таких песен, и сколько раз он их так пел! И если одно исполнение производит такое потрясающее впечатление, то какой ценой, какими нервами они создавались? Какой за этим труд?

Страницы: 1 2 3

Понравилось сочинение » Но знаю я, что лживо, а что свято, — В. Высоцкий, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения на свободную тему

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Но знаю я, что лживо, а что свято, — В. Высоцкий.

    
    Наверх