В шестидесятые годы во время так называемой «хрущевской оттепели» поэзия вышла на эстраду, особой популярностью стала пользоваться авторская песня. Возник целый ряд имен, в будущем — знаменитых исполнителей своих песен: Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и, конечно, Булат Окуджава. К тому времени Б. Окуджава был уже вполне зрелый человек, фронтовик, орденоносец, но его песни сразу же подхватила молодежь. Столько в них было неподдельного, тонкого человеческого чувства. После волны бравадных песен про подвиги и любовь строителей коммунизма его песни явились откровением, воскрешением настоящей любовной лирики. Песни были рассчитаны именно на людей с прогрессивными чувствами и мыслями. После концертов песни Окуджавы выходили вместе с публикой на улицы и площади городов. Их пели люди всех возрастов и профессий. Но аудиторию Окуджавы отличала всегда демократичность взглядов, порядочность и интеллигентность.

Судьба Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные годы складывалась трагично. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева. В тридцатые годы по ложному обвинению был арестован сын, жутким ударом, «каменным словом» прозвучал смертный приговор, замененный потом лагерями, затем почти двадцать лет ожидания сына. Погиб в лагере ближайший друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит постановление Жданова, которое оболгало Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними двери журналов, только с 1965 года начали печатать ее стихи.

Рассказ Евгения Носова очень меня взволновал. Совсем не хочется верить в то, что гусь погиб, ведь еще мгновение назад он был жив. Радовал всех своим геройским видом и бесстрашием.

Он был лучшим гусем во всей округе, и остальные гуси безропотно подчинялись ему. Как же его не слушаться, когда он так смел и бесстрашен. Своим благородным видом он вызывал уважение и почтение: «Все у него было адмиральское: и выправка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями. Ходил он важно, обдумывая каждый шаг». Самую грязную лужу он проходил так, что его белоснежные перышки оставались чистыми. По праву он считался хозяином всей округи, и все лучшие луга принадлежали ему и его стае.

В условиях страшного социального и национального гнета украинский язык, говорит М. Рыльский, «свой дух величественно-достойный, как ржаное зерно, берег». Огромные потенциальные силы украинского языка передаются сложным эпитетом «величественно-достойный», а его бессмертие утверждается сравнением с ржаным зерном. Рожь в народном воображении – символ жизни. Это зерно дало замечательные плоды на дереве народной жизни – прекрасные думы и песни, бессмертную «Энеиду» Котляревского, произведения Т. Шевченко – великого борца за социальное и национальное освобождение украинского и всех народов царской России. В стихотворении «Родной язык» лаконично, но выразительно показано братское единение культурных и политических деятелей России и Украины, защита крупными российскими писателями, критиками национальных прав украинского народа. Необходимо напомнить, что А. Пушкин бывал на Украине, любил украинский народ, восхищался его песнями и думами, написал об историческом прошлом украинского народа поэму «Полтава».

Самые популярные статьи:

Так исторически сложилось, что после татаро-монгольского нашествия украинский народ постоянно находился под экономическим, политическим и национальным гнетом то Польско-Литовского, то Австро-Венгерского, то Российского государств. Иноземное иго пыталось уничтожить самостоятельность, государственность и даже само название «Украина». Особенно жестокой была русификация, которая в течение трех веков пыталась убедить нас, что мы – «малороссы», то есть почти русские, но ниже классом. И язык наш – не язык, а так… «Малороссийское наречие».


Наверх