Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи.

Развитие образования на Украине в конце XIX – нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далёкой от культуры.

Неужели было так? А может, это призрак? Не знаю? Не скажу? И пахнет сорняками, а может, и чабрецом… а в балках – огни? … Огни… огни… Волновой. Октябрьская революция… Сколько надежд, сколько стремлений, сколько таинственных желаний о «тихих озерах загорской коммуны», сколько романтической веры в торжество революционных идеалов. Это было начало нового этапа активного общественного действия, кипучей творческой энергии, мощной волны в развитии человеческих, общественных и национальных взаимоотношений… Но нарастающая волна гражданской войны, к сожалению, поглощает романтику большевистской революции, оставляя кровопролития, братоубийство, непрерывные смены власти, репрессии, распространение недоверия и подозрения в обществе. Конечно, в такой сложный исторический период бурных изменений нелегко оставаться человеком. Нелегко было и Николаю Волновому, который фанатично верил в революцию, в ее идеалы, а потом увидел, что эти идеалы деформированы. Он не порывал с большевистской партией, не предал революционных идеалов, но не мог дальше закрывать глаза на то, что происходило в стране от имени партии. Не хотел, не мог раздваиваться, но предстал перед проблемой выбора: «Я – чекист, но я и человек». В этом трагическом афоризме – суть тех противоречий, которые терзали душу писателя. Тех противоречий, которые не дают покоя и главному герою новеллы «Я (Романтика)», который попадает в созданную революционными идеями ловушку.

Берлиоз вошел в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки — этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Самые популярные статьи:

Лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний, — так можно охарактеризовать ранний период творчества Александра Блока, прекрасного поэта серебряного века. В то время он был погружен в изучение идеалистической философии (особенно близка оказалась ему теория Владимира Соловьева о двоемирии), которая проповедовала существование не только мира реального, но и некоего «сверхреального», высшего «мира идей», мира Вечной Женственности, Мировой Души. Сам Блок признавался, что им полностью овладевали «острые мистические переживания», «волнение беспокойное и неопределенное». И наивысшим достижением этого периода в творчестве поэта стал цикл стихотворений о Прекрасной Даме.


Наверх