Горький начал писать свои произведения, когда человек, в сущности, обесценивался. Он становился «рабом вещей», падала ценность личности.

В начале своего творческого пути Горький писал романтические произведения.

Его герои были свободными, смелыми, сильными. Но эти герои — вымышленные.

Любовь… вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, пробуждает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме. И. А. Бунин. Человек – единственное из земных существ, наделенное разумом и волей выбора. Человек постоянно стоит перед выбором: как поступить? куда идти дальше? Человек свободен выбирать работу, страсти, увлечения, мысли, мировоззрение, любовь. Любовь бывает к деньгам, к власти, к искусству, может быть обычная, земная любовь, а может случиться так, что выше всего, выше всех чувств человек ставит любовь к родине или к Богу. В рассказе Бунина «Чистый понедельник» героиня без имени. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню «она». Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, что смотрит сквозь него, «все то думала, все вроде в какие-то мысли вникала. Лежа на диване с книгой в руках, часто опускала ее и вопросительно смотрела перед собой».

Чехов является общепризнанным мастером короткого рассказа. Основной его творческий прием – максимальная концентрация информации в относительно малом объеме текста, отсюда такое внимание к деталям, отсюда способность сделать символической самую обычную жизненную историю. В произведениях Чехова почти никогда нет сюжета как такового – он не столь важен, а зачастую идет рассказ об одном событии, или сразу о том, что в простом сюжете не выложишь – о целой человеческой жизни. Именно одним из таких рассказов является «Ионыч». Его тема – обычная для автора – тема взаимоотношений человека и среды. Собственно, с описания среды это произведение и начинается. Это губернский город С. и семья Туркина, «самая талантливая и образованная в городе». Иван Петрович Туркин, которого иначе как «массовиком-затейником» не назовешь. Вера Иосифовна пишет романы, которые начинаются с одной и той же фразы – «Мороз крепчал». «Мороз», как известно, впоследствии был заменен на «маразм», в таком виде фраза до сих пор гуляет в народе. Дочь регулярно терзает рояль. А еще – неизменный запах жареного лука. Все это создает картину торжествующей пошлости. Если эта семья наиболее талантлива, то о других и говорить не приходится. Кстати, само понятие «пошлости» было введено в русскую литературу именно Чеховым. (Интересная деталь: в других европейских языках вообще нет слова, адекватного этому понятию).

 В своем произведении «Что делать?» Чернышевский показал жизнь людей того времени, рождение революционеров. Значительное место в романе занимают личные отношения героев. Роман «Что делать?» заставляет нас рассуждать. Автор все время находится рядом со своими героями и с читателями, он увлекает их своей мыслью, волнением. Чернышевский стремится показать читателям, что злое и плохое в людях порождают дурные обстоятельства. Автор говорит, что эти обстоятельства могут быть изменены только революционным путем. Люди, как Марья Алексеевна, поступают дурно не со зла, а потому, что при господствующих порядках выгодно поступать дурно.

Самые популярные статьи:

Н. А. Некрасов стал первым поэтом, «лиру посвятившим народу своему», воспевшим в своих произведениях народные страдания, «поставившим на вид России образы ее кормильцев». Некрасов творил в то время, когда в жизни народа наступил особенно тяжелый период: в пятидесятые годы наступил кризис самодержавно-крепостнической системы, произвол помещиков и страдания народа достигли своего апогея. Однако и после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилась: дарованная народу свобода вынуждала их уходить в город на заработки, где ждали нищета, голод и все тот же непосильный труд. Некрасов не мог спокойно взирать на мучения, выпавшие на долю крестьян, оставаться безучастным к судьбе народа, поэтому народная тема стала важнейшей в творчестве поэта. Она представлена в произведениях Некрасова во всем ее многообразии. Нередко общее в крестьянской жизни поэт изображает через индивидуальное. Судьбы некрасовских героев различны, но каждая полна горечи и трагизма. Так, поэт повествует об «огороднике лихом», «погубившем свой век за дворянскую дочь». Герой стихотворения проявляет необычайное благородство и силу духа, когда, пойманный около ее «горенки», он решил не навлекать на «девицу-красу» позор и принял за это «железный убор на ноги». Другой герой, извозчик Ванюха, «парень рыжий», повесился, когда понял,- что купец оставил у него в санях серебро и «он, Ваня, стал бы богат», но «господь справедливый попутал шутя…». Купец счастливый вовремя вспомнил о деньгах, а у Вани, привыкшего жить в бедности, «помутился ум» при виде серебра, обладателем которого он мог бы стать.


Наверх