Поэт Осип Мандельштам считал, что во время каких-либо исторических катастроф каждый поэт должен быть «мужем», то есть осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу своей страны. Из всех русских поэтесс, достойных звания «жены» — женщины гуманизирующей свое время — он считал Анну Андреевну Ахматову. Мандельштам писал: «В последних стихах Ахматовой произошел перелом к… религиозной простоте и торжественности: я бы сказал, что после женщины настал черед жены. Помните: «смиренная, одетая убого, но видом величавая женщина. Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Все произведения Григора Тютюнника объединяет идея гуманизма, высокий идеал простого человека, который, живя в сложных социальных и материальных обстоятельствах, без достатка, исповедует святые законы народной морали, правды и милосердия. Все написанные этим прекрасным мастером слова поместились в двух томах. Кажется, немного. Однако ценность литературного наследия художника определяется не объемом, а содержанием, потребностью в его книгах. А они необходимы нам, потому что правдивые, честные, гуманистические. Жаль только, что писатель прожил мало – всего 49 лет. А сколько бы он мог еще создать!.. Почти большая половина написанного им – о детях или для детей, которых он любил по-особенному нежно. Им писатель отдал ту ласку и любовь, которыми в детстве судьба обделила его самого. Имел двух сыновей – Мишу и Василька. Был любящим и заботливым отцом. А родился Григор Тютюнник 5 декабря 1931 в селе Шиловцы Зинковского района Полтавской области. Детские годы его были горькими. Рано потерял отца (забрали в 30-х годах), которого очень любил и до конца своей жизни вспоминал с теплотой и нежностью. С матерью отношения у мальчика были непростые, поэтому некоторое время он жил на Донбассе в семье дяди Филимона Васильевича и его жены Натальи Ивановны, которые были ему, как родные родители. Там пошел в первый класс. Когда началась война, мальчик, видя, что тете стало трудно прокормить собственных троих детей, решил вернуться к себе на Полтавщину. В дорогу взял сумку сухариков и банку меда, которую дали ему земляки. 11 дней шел в родительский дом. Это была дорога тяжелая и опасная, полная недетских испытаний, лишений и горя. Всякие люди попадались Григору. Встречался с фашистами, и свои иногда были не лучше – полицаи, дезертиры, спекулянты. И все же судьба посылала ему больше людей добрых, щедрых душой, смелых. Они часто спасали обессиленного длинной дорогой оборванного подростка от смерти и голода, делились куском хлеба, обогревали, давали одежду.

Много сказок Салтыкова-Щедрина посвящены разоблачению обывательщины. Одна из наиболее острых – «Премудрый пескарь». Пескарь был «умеренным и либеральным. Папка научил его «мудрости жизни»: ни во что не вмешиваться, беречь себя. Теперь сидит всю жизнь в своей норе и дрожит, как бы не угодить в уху или не оказаться в пасти щуки. Прожил он так более ста лет и все дрожал, а когда пришло время умирать, то и умирая – дрожал. И оказалось, что ничего хорошего он в жизни не сделал, и никто не помнит его и не знает. Политическая направленность сатиры Салтыкова-Щедрина потребовала новых художественных форм. Чтобы обойти цензурные препятствия, сатирик должен был обратиться к иносказаниям, намекам, к «эзопову языку». Так, в сказке «Дикий помещик», повествуя о событиях «в некотором царстве, в некотором государстве», автор называет газету «Весть», вспоминает актера Садовского, и читатель сразу узнает Россию середины XIX века. А в «Премудром пескаре» выведен образ мелкой, жалкой рыбешки, беспомощной и трусливой. Она как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Щедрин приписывает рыбе человеческие свойства и вместе с тем показывает, что и человеку могут быть свойственны «рыбьи» черты.

Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся со­единить читательское восприятие учеников и объективное науч­ное толкование художественного текста.

Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воз­действие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искус­ства переплавляются художником в его произведении.

Самые популярные статьи:

Мои родители работают архитекторами, и часто задерживаются на работе допоздна. Тогда моя старшая сестра греет ужин и мы вместе едим. Но сегодня я быстро собираюсь после уроков и спешу домой. Потому что папа и мама придут домой раньше, и вся наша семья будет ужинать вместе. Такой семейный вечер бывает не каждый день. Когда я возвращаюсь из школы, сестра и мама уже дома и готовят ужин. Папа тоже им помогает. Все шутят, смеются, мама с папой рассказывают об удачно завершенном проекте моста, и мы садимся ужинать. За ужином мы не только едим, но и разговариваем. Я и сестра рассказываем о наших делах в школе, о том, чем занимались днем. Папа рассказывает о своей работе и еще о чем-нибудь интересном. Слушать маму – одно удовольствие! Истории и случаи, которые она рассказывает, бывают очень смешными. Ужин заканчивается чаем. Я люблю такие вечера. Они интересны, веселые и от них очень тепло на душе.


Наверх