Литература XIX в. — замечательный, плодотворный этап в истории мировой литературы, отмеченный удивительным многоцветьем литературных талантов, россыпью великих имен писателей, классиков, духовных спутников каждого нового читательского поколения. Гофман и Байрон, Шелли и Вальтер Скотт, де Виньи и Беранже, Гюго и Жорж Санд, Бальзак и Стендаль, Флобер и Мериме, Гейне и Бодлер, Мицкевич и Петёфи, Диккенс и Теккерей, Купер и Эдгар По, Мелвилл и Уитмен — почти о каждом из них накоплена богатейшая критическая литература. Сложились даже целые конкретные области литературоведения: байроноведение, гейневедение, диккенсиана.

XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений – буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой – менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении – прежде всего, эксперементально-математическое естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени – это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Героиня рассказа Кто ты? – Красивая девушка Галя, сирота, которая росла в детском приюте. «Девушка была огненно-рыжая, и косы ее раздувались волнами тугого пламени. Под тем пламенем горело чистым белым удивительно красивое лицо, на котором особенно выделялись брови и глаза – глубокие и голубые». Все было хорошим в девочке, но выражение лица, как наблюдательно отмечает автор, «показывало холод и серьезность», а взгляд был жесткий и неприветливый. А откуда могла взяться улыбка на лице девушки, если жизнь была к ней неласкова, как злая мачеха. Крохотным младенцем родная мамаша оставила ее в детдоме, стремясь выйти замуж и не быть матерью-одиночкой. Это ошибка молодости. С помощью государства девочку вырастят, дадут образование. Не желая иметь никаких хлопот с крохой, женщина даже и позднее не интересовалась, что случилось с ее ребенком, как она выросла, как учится. Эта мать навсегда отреклась от своей кровиночки. Девочка все не могла понять, почему мать не навещала ее в детдоме: «Даже к тем, кто в приюте, матери наведывались». Ребенку так нужно было почувствовать, что она кому-нибудь нужна, что ее любят. Героиня рассказа говорит: «Я бы взяла ее ладони в свои, прижалась бы к ним губами, прижалась бы щеками». Ничего ей не нужно от матери, но щемит детское сердце: почему именно ее выбросили? Хочет она на минутку, без тени упрека посмотреть в глаза женщины, подарившей ей жизнь.

Период Ренессанса – Возрождение – охватывает XIV-XVI века. Понятие ренессанса возникло в процессе развития мировой цивилизации, который разделял историю на 3 эпохи: античность, средневековье и ренессанс – возвращение к античности. Тогдашние гуманисты пытались освободить культуру от средневековой стереотипности, приблизить ее к античным идеалам прекрасного. Для этого, прежде всего, нужно было знание древних языков, ведь только так можно было знакомиться с античными образцами письменности. Следовательно, большое внимание уделялось гуманитарному образованию, а также деятельности, непосредственно связанной с образованием и наукой, в частности, книгопечатанием.

Самые популярные статьи:

Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил зверское убийство старухи-процентщицы и ее сестрицы Лизаветы. Причем даже на каторге не испытывает раскаяния в содеянном, хотя и явился с повинной. Литературоведы-марксисты давали много длинных и замысловатых объяснений этому. Однако ответ, даваемый и этим романом, и всей личностью, и всеми духовными исканиями Достоевского, очень прост.


Наверх