Каждое выдающееся произведение находит свое место в литературе в зависимости от того, как оно обогащает наше понимание красоты и назначения человека, какие затрагивает актуальные вопросы. «Собор» – шестой роман Олеся Гончара, писателя, увенчанного всеми возможными наградами. Произведение нанесло большой удар тоталитарному режиму. Оно исполнило роль не столько инструмента развала, сколько единения, соборности сил украинства для создания нового демократического уклада жизни. Такая книга весит больше, чем просто выдающееся литературное явление. Что такое, собственно говоря, собор в «Соборе»? Вполне конкретный христианский храм, построенный казаками после разгрома Сечи. Но собор одновременно и воплощение высокого духа народного. Он как рентген просвечивает умы, души, позиции, величие и благородство, подлость и вырождение. Этот собор стал эпицентром конфликта в романе между людьми, между духовностью и бездуховностью. Собор предстает перед нами как чудо совершенства народной архитектуры, народного видения и понимания красоты, как памятник исторического прошлого народа, когда запорожцы после разгрома царицей Сечи сменили оружие на книги и разбрелись монахами по миру. Как олицетворение своего героического прошлого, «казацкой республики» построили этот собор в память потомкам о свободолюбивых предках, защитниках Отечества, как воплощение совести и непокорности духа народа.

В комедии Грибоедова «Горе от ума» Молчалина характеризуют так: «на всех глупцов похож»; «целый день играет, молчит, когда его бранят». Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить «всем людям без изъятья», проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он услужлив, «в нем Загорецкий не умрет». Он может вовремя успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты. Как говорит про него Чацкий, «там моську вовремя погладит, тут впору карточку вотрет!»

В письме Ю. Н. Тынянову от 21 января 1937 года он писал “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе”. Никогда и ни в чем не изменяя своему призванию, поэт вместе с тем позиции пророка, жреца предпочитал позицию живущего вместе с людьми, создающего насущно необходимое людям. Наградой ему были гонения, нищета, наконец гибель. Но оплаченные такой ценой стихи, в течение десятилетий не печатавшиеся, жестоко преследуемые, остались жить – и теперь входят в наше сознание как высокие образцы достоинства, силы человеческого гения.

 …Нигде не дышится вольней
 Родных лугов, родных полей…
 Н. Некрасов
 В детстве Некрасов читал запоем, сам пробовал писать. И, покинув в шестнадцатилетнем возрасте отчий дом, он прибыл в Петербург с толстой тетрадью первых поэтических опытов. Правда, сразу начались материальные трудности.

Самые популярные статьи:

Человека всегда привлекали деньги, потому что они давали власть, именно поэтому он тянулась к ним, иногда забывая о чести, совести. Но бывало и так, что она вовсе превращался в кулака. Именно таким предстает передо мной Терентий Гаврилович Пузырь, человек смешной и одновременно страшный. Образ Пузыря раскрывается в разговорах со многими людьми. То мы видим, как хозяин разговаривает с рабочими, то с Золотницким – интеллигентом-помещиком, то с дочерью, то с Финогеном. И из всех эпизодов предстает перед нами человек, за «сорок», который растерял свои человеческие чувства. Вместо этого появились никчемность, бессмыслица, жажда, погоня за наживой. Пузырь стал «Крезом», как с иронией называет его Золотницкий. Да он и действительно стал таким: совсем не задумывается над жизнью бедных – ему надо от них только брать, брать… «Рабочего человека нельзя… накормить другим хлебом, побелее, он всегда останется голодный…», «нам нужен дешевый работник». Становится страшно от этих слов. Как может быть человек таким черствым? Да еще и сам был «мужичьем репаным», а тут нос поднял и сверху не хочет посмотреть вокруг.


Наверх