Издавна труженики делились на мастеров и ремесленников. Настоящих мастеров, тех, кто создавал в своем воображении, а потом воплощал это в конкретном деле, меньше. Однако необходимы и ремесленники – добросовестные исполнители замыслов других. Думаю, что человеком творческой работы может быть не только ученый-книжник, исследователь каких-то вопросов, а любой человек, у которого есть искра Божьего дара, талант, способность к мышлению, воображению, фантазии, мечты и их воплощение. Такой, по моему мнению, мастер Аким Погребняк. Он не мог согласиться сразу на возведение храма по какому-то образцу (как везде!). Он должен был представить себе, построить это сооружение, мысленно «увидеть его», «почувствовать» и только тогда приступать к работе. В результате тяжелых душевных мук пришло к мастеру вдохновение, он увидел «свой» храм – веселый, солнечный храм из сосновых досок» с медными, а может, и золотыми звонами». Стать Мастером, человеком-творцом нелегко. Здесь нужны и талант, и вдохновение, и огромный труд над собой. Не у каждого хватает сил для этого. Но кто все же решается достичь славы Мастера, тот имеет большое вознаграждение – душевную радость, удовольствие, гордость и, главное, уважение от людей, их благодарность. А что может быть лучше в жизни!

Мне почему-то раньше казалось, что устное народное творчество – это прошлое, что-то такое, что давно записано, отпечатано и хранится на полках. Я задумывался над тем, развивается ли народное творчество сейчас, в наши дни. Сначала мне казалось, что сейчас оно (особенно песенное) не развивается, потому что мне неизвестны современные народные песни, все время я слышу только старые, записанные много лет назад. Я не понимал причин, почему раньше песни создавались, а сегодня не происходит этот процесс. Получается, что раньше люди были более творческими, а сейчас нет? Но так не может быть. Возникла еще одна мысль: а может, песенное народное творчество приобрело другие формы, о которых мы не догадываемся?

Эти пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману Доктор Живаго, над которым Борис Леонидович работал около четверти века. Роман как бы вобрал его самые сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет роман завершен, окончательный вариант подготовлен к печати, но опубликован роман был только за границей. В 1958 г. за него Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. На Родине же Бориса Леонидовича не признавали.

Широкому кругу читателей Бабель стал известен в 1924 году, когда Маяковский напечатал в «Лефе» несколько новелл молодого автора. Вскоре после этого вышла в свет «Конармия». Ее перевели на двадцать языков, и Бабель стал известен далеко за пределами страны. Для советских и зарубежных читателей он был одним из самых примечательных писателей своего времени. Бабель ни на кого не был похож, и никто не мог походить на него. Он всегда писал о своем и по-своему; от других авторов его отличала не только своеобразная писательская манера, но и особое восприятие мира. Все его произведения были рождены жизнью, он был реалистом в самом точном смысле этого слова. Он замечал то, мимо чего другие проходили, и говорил так, что его хотелось слушать. Бабель рассказывал необычайно о необычном. Длинную жизнь человека, в которой исключительное разбавлено буднями, как эссенция водой, а трагичность смягчена привычкой, Бабель показывал коротко и патетично. Из всех литературных жанров он облюбовал новеллу. Он как бы освещал прожектором один час, иногда одну минуту человеческой жизни. Он выбирал те положения, когда человек наиболее обнажается, может быть, поэтому темы любовной страсти и смерти с такой настойчивостью повторяются в его книгах.

Самые популярные статьи:

В литературном движении второй половины XIX века Иван Франко – выдающийся деятель. Его «поэтическое творчество поражает глубиной и богатством идей, широким кругом тем и сюжетов, большим разнообразием форм. Свое страстное слово Каменщик направлял на защиту трудящихся, против несправедливого строя, против эксплуататоров.


Наверх