Товары

Л. Н. Андреев пришел в драматургию, будучи известным писателем прозаиком. Постоянный "дух исканий", стремление оторваться от быта и проникнуть в область "коренных вопросов духа", непримиримость ко всякому угнетению и глубокое сочувствие к людям одиноким и бесприютным в этом странном мире собственничества, все это привлекало А. М. Горького в творчестве того, кого он спустя много лет назвал "единственным другом среди литераторов".

Главной героиней в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тя-жело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины — слабоволь-ный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно — день за днем, за дело и без дела — поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтвержда-ет и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» — так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.

… Политика – понятие широкое, оно переходит без резкого разграничения к этическим проблемам. Т. Манн, из переписки. 1930 год. Италия. Залитый ярким солнцем морской берег, «устлан мягким, мелким песком, окаймленный рощами, на него заглядываются близкие горы». Казалось бы, что Творец и природа позаботились о том, чтобы людям в таком месте было приятно, уютно и радостно отдыхать. Однако рассказчик новеллы Т. Манна «Марио и волшебник», действие которой происходит в курортном городке Парр ди Венера, в первых же строках говорит, что здесь «злость, раздражение, напряжение… висели в воздухе». Курортники сразу почувствовали, что «здешним отношениям хватало искренности и непринужденности». В столовой центрального Гранд-отеля герою в первый же вечер отказали в столике на веранде, которую облюбовали дети, ибо укромные места держали для «наших клиентов». Затем семья рассказчика выселили из гостиницы на том основании, что римская аристократка, которая жила в соседней комнате, испугалась коклюша, на недавно переболели дети. И хотя гостиничный врач подтвердил, «что болезнь прошла и бояться ее нет оснований», администратор все же заявил, что иностранцам «придется освободить комнату и переселиться во флигель». Когда восьмилетняя дочь героя «голенькая пробежала несколько метров до воды, выполоскала купальник и вернулась обратно, ее поступок, то есть поступок ее родителей, вызвал страшное негодование местных жителей. Они восприняли его как «неблагодарность и оскорбительное неуважение к гостеприимной Италии», как надругательство над национальным достоинством.

Творчество И. С. Нечуя-Левицкого занимает важное место в истории украинской литературы. Со страниц его рассказов, повестей и романов встали, как живые, яркие и выразительные образы людей из разных социальных сословий. Уже современники оценили выдающийся талант писателя, который очаровал всех многокрасочностью, образностью, юмором. Иван Франко называл его «великим артистом взглядов», «мастером живописания словом», «колоссальным, всеобъемлющим глазом Украины», а «Кайдашеву семью» – одним из лучших «украшений украинской литературы». Повесть «Кайдашева семья» – это произведение о жизни крестьян, их быте, делах, связанных с хозяйством, обычаях и традициях украинцев. Вот раскинулось недалеко от Роси «в длинном искореженном овраге… село Семигоры», типичное украинское село, каких тысячи на нашей земле: «Два ряда белых хат под горами белеют, словно две строчки жемчуга на зеленом поясе. Возле хат зеленеют густые старые сады».

Самые популярные статьи:

В 70-е годы XIX века И. Нечуй-Левицкий, как отмечал Иван Франко, «постиг вершины своего литературного творчества, написав «Николая Джерю… ». Повесть отличается стройностью композиции. Произведение строится на принципе контраста, противопоставления. Его писатель придерживается, когда раскрывает характеры персонажей, описывает природу. Бунтарство Николая, откровенный протест – все это выступает контрастом полуфеодального строя, к патриархальному быту, в котором веками жило крестьянство. По принципу противопоставления писатель рисует роскошную природу и на ее фоне нищенское существование крепостных. Даже в среде крестьян он находит противоположных по своим взглядам представителей: покорного, набожного Петра Джерю и непокоренного, свободолюбивого Николая. Контрастно изображены и женщины – Нимидора и Мокрина. Нечуй-Левицкий, как и многие другие украинские писатели, не мог мириться с тем, что на благодатной земле, богатой природными дарами, люди прозябали в крайней нищете. Средство контраста помогает писателю воссоздать вопиющее несоответствие между богатейшей землей и крепостничеством крестьян-земледельцев.


Наверх