Нравственная чистота убеждений Н. Островского

9.01.2011

Мужество беспощадного реалиста и одновременно тонкое, трепетное восприятие, ощущение окружающего мира — эти черты Островского-художника соединились, пожалуй, в самой неповторимой из произнесенных им когда-либо формул: «Я, если бы чувствовал неправоту дела, которое я выполняю, мне кажется, И не мог бы никогда улыбаться» («Слово к зарубежным друзьям»).

В атмосфере этих литературных взглядов, эстетических убеждений и создавался роман «Как закалялась сталь». Все это свидетельствовало о тесной связи творчества Н. Островского С идейно-эстетическими исканиями эпохи. Именно эти искания И вызвали к жизни его роман, который нельзя считать случайно будто бы родившимся литературным документом однажды необычно прожитой жизни.  Когда появился роман «Как закалялась сталь», то первые как бы лежавшие на поверхности литературных явлений аналогии привели критиков к сопоставлению романа Н. Островского прежде всего с повестью А. Бусыгина «Закалялась сталь» (1925). Нельзя не заметить, что это было в известной мере опасное сопоставление. Текстуальное сходство названий, общность тематики, да и сама похожесть человеческих судеб (повесть А. Бусыгина тоже была посвящена приходу революции в среду железнодорожных рабочих) — все это словно подсказы-вало им искать прямые связи между романом Н. Островского и повестью А. Бусыгина.

Однако сопоставление с повестью А. Бусыгина показывает, как, принимая на свои плечи и достижения, и просчеты современников, творчество Н. Островского новаторски входило в литературу своего времени.

Действительно, в описании зарождения революционного движения среди рабочих железной дороги, в самой идее проследить возмужание пролетарской солидарности, показать, как большевики Красной Армии, сбивали «старую накипь» (одна из глав повести А. Бусыгина и носила такое название) моральной распущенности в среде анархически настроенных рабочих, как воспитывали комиссары в красноармейцах героизм и благородные гражданские качества,— в этих моментах обнаруживалось созвучие бповести и романа Н. Островского. Но в то же время очевидно и то, что наивность, простосердечная упрощенность нравственных аспектов повести «Закалялась сталь» несопоставимо далека от сложных духовных исканий героев Н. Островского. Сочетание в повествовательной стилистике А. Бусыгина мелодраматического трагизма с бодряческим, восторженным оптимизмом (в финале” повести обязательно погибает один из лучших героев, и при этом комиссар «бодро крикнет: «Эй ты, командир, командир!.. Чего же ты приуныл? Новый бронепоезд построим!») не может идти в сравнение с углубленным психологическим анализом поведения героев в романе «Как закалялась сталь».

Л. Платонов называл «Как закалялась сталь» «простым и Наиболее человечным романом нашего времени». В этой на первый взгляд непритязательной характеристике заключен принципиально важный историко-литературный смысл. Перед историками литературы стоит задача выяснить природу этой художественной простоты романа, ее социально-эстетическое значение. Творческие искания Н. Островского не были выражением Только его личных наклонностей как художника, это было знамение, духовная потребность времени — эпохи 30-х гг. Такие же вопросы волновали, например, и А. С. Макаренко. Он писал: и литературе социалистического общества «конфликт становится более тонким, более глубоким, более нежным, он отражает более сокровенные глубины человеческой личности».

Анализ художественной ткани романа показывает, что поступки героев Н. Островского можно понять только с позиций общечеловеческих, коммунистических идеалов, исходя из опыта национальной исторической жизни. Это открывает и более богатое, и более сложное содержание их поступков, которые совершаются В романе.

Анализ стилистики, образной системы в романе позволяет увидеть, какую атмосферу психологической жизни создавал писатель для своих героев. Он как художник предъявлял к своему герою такие же высокие нравственные требования, какие предъявляли к русскому человеку Гоголь, Тургенев, Горький. В этом был залог успеха его творческой работы.

Писатель стремился осмыслить те социально-психологические законы, которые обусловили нравственную победу Павла Корчагина. Он рисовал многогранный мир, показывая, как формировалась личность его героя. Писатель обращался к разнообразным художественным средствам — от скрупулезной регистрации исторических реалий до проникновенной символики. Ему удалось воссоздать полноту жизни, которой живет герой, и тем самым запечатлеть, угадать впервые совершающийся в истории виток диалектического развития человеческих чувств, понять то его движение, при котором правда класса, пролетарского сознания в целом была «одновременно «моей» правдой, правдой «моей души».

По первоначальному замыслу книга «Как закалялась сталь» должна была стать документальным повествованием, посвященным гражданской войне, истории создания рабочих, комсомольских организаций на Украине. Но когда Н. Островский начинал свою первую книгу как исповедь своего поколения, он приступал к работе как художник. Его вдохновению, его пылающей мысли, его тонкому писательскому чутью была чужда спокойная неторопливость мемуарного повествования, не говоря уже о бескрылом хроникальном описательстве. Н. Островский обладал продуманной художественной концепцией, ей он подчинил каждое слово в произведении. Стройная целостность романа «Как закалялась сталь» не была ни неожиданной, ни стихийной. Об этом свидетельствуют прежде всего особенности образной системы романа.

Дело здесь не только в многочисленных ярких поэтических деталях, когда, например, читатель узнает, что, мчась по рельсам в глубь ночи, паровоз «продавливает темноту», что южный городок способен «плавать в предрассветной серой дымке», а шоссе напоминает «серое полотнище», что умеет «шевелиться рыжими лохмами костер», что тихое, мужественное признание героя в преданности революционному делу может звучать, как «крик тяжело раненного бойца».

Краткие, но удивительно поэтичные пейзажные «арисовки являются так или иначе непременным компонентом композиционного построения почти каждой главы. Они помогают создавать и нем атмосферу, настрой психологической жизни героев. Пейзаж часто как бы предсказывает в романе наступление социальных перемен в городке. Такую роль играет, например, пейзажная картина, однажды открывшаяся перед глазами Павки Корчагина: «Дорога была пуста. Тихо шумели сосны, легкий ветерок крутил придорожную пыль. Крепко пахло смолой» — в это время Павка прятал впервые попавшее в его детские руки смертоносное оружие, револьвер. Точно так же невыносимую, как сердечная боль, грусть прощания с родным городом передавал пейзаж, нарисованный писателем мягкими акварельными красками: «Утро застало город и вокзал пустыми, осиротевшими. Отгудели, словно прощаясь, паровозы последнего поезда… Осыпались желтые листья, оголяя деревья. Ветер подхватывал свернутые листочки и тихонько катил по дороге…»  — в по время под печальным взглядом деповских рабочих красноармейцы уходили из города, оставляя его врагу. А зарисовка: «В углу окна жужжала проснувшаяся от зимней спячки тощая муха. На краю старого, потертого дивана, опершись руками о колени, сидела молодая крестьянка, уставившись оесцельным взглядом в грязный, пол» — создавала определенный эмоциональный настрой, предпосланный описанию действий петлюровской комендатуры; петлюровцы были нечистоплотны, как грязный пол в доме.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Нравственная чистота убеждений Н. Островского , тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русскому языку

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Нравственная чистота убеждений Н. Островского.

    
    Наверх