О творчестве Расула Гамзатова

4.02.2011

Как пишет  исследователь  Хайбуллаев:  исследования  последовательного

исторического   пути   зарождения,   становления,   формирования    аварской

литературы, как эстетической системы позволяет  утверждать,  что  творчество

Расула Гамзатова, будучи новой , более высокой ступенью развития,  в  то  же

время   является   естественным   и   закономерным   продолжением   традиций

национальной художественной культуры.

Знаток  и  ценитель  поэзии  Н.С.Тихонов  отметил   связь   творчества

Р.Гамзатова с тенденциями развития и опытом предшествующей литературы и  его

новаторский характер.  В открытом письме в честь присуждения  в   1963  году

Расулу Гамзатову Ленинской премии за сборник  «Высокие  звезды»  Н.С.Тихонов

также писал: «Старый друг, дорогой Расул ! Нелегко быть выдающимся поэтом  в

стране, где издавна известна и любима  высокая  поэзия.  Нелегко  продолжать

поэтическое дело в Дагестане, в Аварии, где были также  могучие  поэты,  как

Чанка, Махмуд из Кахаб-Росо и Гамзат Цадаса,  их  хранить  бережно  народная

память, но тебе это сделать, потому что гордый родных  гор,  родного  народа

дал тебе силу и слово для поэтического подвига. И  тем  заслужил  ты  любовь

большого читателя».

Творческие связи поэта с традициями  национальной  культуры  сложны  и

многогранны. Приближаясь к творчеству Расула Гамзатова, с  его  статьями  по

истории и теории литературы народов  Дагестана,  можно  понять  то,  что  он

освоил достижения художественной мысли мира  и  Дагестана,  в  эстетическом,

идейном и художественном плане.

Национальная  культура  дала  ему  энергию  и  силу  для   дальнейшего

творческого взлета.

Опыт развития аварской литературы подтверждает правильность  вывода  о

том,  что  «массовое  литературное  движение  всегда  является   необходимой

исторической предпосылкой гениальных писателей».

Литература Дагестана второй половины XIX  века  выдвинула  Махмуда  из

Кахаб-Росо, в которой были сконцентрированы творческая мощь эпохи.

Эпоха больших социальных перемен  обусловила  появление  блестящего  в

аварской литературе сатирика Гамзата  Цадасы,  ему  на  смену  пришел  Расул

Гамзатов – поэт большого дарования, который продолжил традиции  дагестанской

лирической поэзии в XX веке.

Расул  Гамзатов  неоднократно   указывал   на   особенности   движения

эстетической мысли народов Дагестана.

«Надо помнить, что поэзия, – наиболее  самобытная,  первородная  форма

нашей литературы – способствовала и способствует рождению и развитию  других

народов и видов литературы. Мы улавливаем родство с позиций в нашей  молодой

прозе и в драматургии».

«Начиная с XVIII века на всем протяжении своего развития стержневыми в

аварской литературе были идейно-тематические ряды и проблемы:  раскрепощение

человеческой личности,  эмансипация   женщины,  борьба  против  религиозного

мракобесия. Сильные социальные  мотивы,  пристальный  интерес  к  заботам  и

нуждам трудового человека,  воспевание  добра  и  справедливости  обусловили

гуманизм и демократизм развивающейся литературы».

Прослеживая эволюцию жанровой структуры   аварской  литературы,  мы  и

здесь замечаем постоянную преемственность. Одним из распространенных  жанров

аварской поэзии является  философская  лирика,  зачинателями  которого  были

Магомед Кудутлинский и Гасан из Кудали, дальнейшее  становление  и  развитие

она получает в поэзии Али-Гаджи из Инхо, затем в  поэзии  Гамзата  Цадасы  и

Расула Гамзатова.  Традиции  любовной  лирики  последовательно  передавались

друг другу Анхил Марин,  Эльдарилав,  Чанка,  Махмуд  из  Кахаб-Росо,  поэты

махмудовской поры: Этил Али из Тлетля, Нурмагомед из Местеруха,  Магомед  из

Тлоха, Курбан из Инхело, Расул и Магомед из Чиркея. Она  становится  ведущей

в творчестве Галуатова.

Сатира, которая стала основным оружием Гамзата   Цадасы,  свое  начало

берет в творчестве  Саида  Аракинского  и  получает  дальнейшее  развитие  в

поэзии Магомедбега из Гергебеля, Алибаджи  из  Инхо,  к  ней  также  нередко

обращается и Расул Гамзатов.

Движение аварской литературы от эпохи  к  эпохе  позволяет  проследить

разнообразное проявление традиций в форме идейных, то в форме  тематических,

то в форме жанровых, то в форме  стилевых,  то  в  форме  принципов  отбора,

обобщения, отражения жизненных явлений.

Каждое   последующее   поколение   деятелей   литературы   располагало

культурным наследием -  совокупностью  художественных  ценностей,  созданных

предыдущими  поколениями  художников.  Но  не  отвечало  запросам  и  нуждам

последующих эпох, не все в нем могли быть воспринято и продолжено.

По точному выражению Ромашка «Традиция – это прошлое в современности и

современное в будущем,  та  активная  тенденция  в  литературе,  посредством

которой  осуществляется  времен,  это  общий  язык  для  литературы   разных

эпох».

Будучи лирическим поэтом Расул Гамзатов  сделал  многое  для  развития

литературно-критической  мысли   Дагестана.   Он   по   достоинству   оценил

творчество каждого поэта дореволюционной аварской литературы, определил  его

вклад в развитие национальной культуры. И в результате  он  создал  довольно

полную противоречивую картину  преемственного  развития  литературы  народов

Дагестана поэтапно, начиная с ее истоков до современного состояния.

Расул  Гамзатов,  раскрывая  свое  отношение  к  культурному  наследию

предков, объясняет, что он мог черпать  из  него  ,  что  он  приобрел,  что

продолжил, от чего отказался, в  какой  области  пришлось  продолжить  новые

пути.

Литературоведческие  и  критические  работы  позволяют   ему   повести

читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождения  песенного

слова». Нов своих стихотворениях, поэмах, в  прозе,  литературно-критических

статьях он все чаще и чаще обращается к творческому  и  гражданскому  облику

Махмуда из Кахаб-Росо и Гамзата Цадасы. Для него они  являются  художниками,

определившими   целые  этапы  развития   художественной   культуры   народа,

маяками, на которых ориентировались их   современники и  последователи,  они

определяли уверенную поступь нашей литературы. Расул Гамзатов  образно  и  в

то же время конкретно выразил это  движение  аварской  литературы  от  одной

вехи к другой.

Расул Гамзатов, выросший на традициях  своих  предшественников,  будит

Гамзата  Цадасу,  он   свою   очередь   Махмуда,   Махмуд   собирает   своих

предшественников   и   современников.   Если   расположить   этот   ряд    в

хронологической последовательности, то Махмуд из  Кахаб-Росо,  по  выражению

Н.С.  Тихонова,  «был  призван  завершить  огромный  путь  развития   горной

лирической поэзии созданием  произведений,  являющихся  высоких  образов  не

только дагестанской, но и мировой лирики».

Махмуд создал целую поэтическую школу. В период жизни Махмуда из Кахаб-

Росо творила целая плеяда лирических поэтов, которая шла  по  его  стопам  в

русле его тематики,  проблематики,  зачастую  подражала  ему,  будучи  не  в

состоянии превзойти его силу в  качества  и  степени  своего  таланта.  Поэт

творил почти до конца первых десятилетий  двадцатого века.

Махмуд – лирический поэт, но романтизму Махмуда сменили реалистические

тенденции появившегося на  литературной  арене  самобытного  поэта   Гамзата

Цадасы.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » О творчестве Расула Гамзатова, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: О творчестве Расула Гамзатова.

    
    Наверх