Обаяние пушкинской лирики

27.06.2011

Творчество А. С. Пушкина давно уже стало достоянием русской и мировой литературы. Мало найдется в истории человечества примеров такого богатого дарования. Мы и по сей день восторгаемся его изумительными по красоте и силе звучания произведениями. Пушкин дорог нам как русский национальный поэт, принесший славу стране, счастье которой было для него превыше всего.

Патриотические мотивы, идеалы свободы и справедливости, ненависть к рабству и тирании проходят через все творчество Пушкина. Голос поэта был примером для многих лучших людей России.

Еще в период раннего творчества Пушкин выступал противником несправедливости и деспотизма. Поэт обращается к истории человечества, показывая губительную для народа и государства силу тирании:

Свободой Рим возрос, а рабством погублен…

В стихотворении «Лицинию» четко обозначена позиция юного поэта:

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;

Во мне не дремлет дух великого народа.

Вот так 16-летний поэт выражает свое отношение к царящему в мире беззаконию, попиранию человеческой свободы. Пушкин рос и совершенствовался как поэт, неизменно обращаясь вновь и вновь к теме, которая так его волновала. Стремление к свободе, равенству людей перед законом ясно видны в оде «Вольность». Само название говорит об идейной направленности стихотворения. Пушкин формулирует, с какой целью написано это произведение:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

Призывая правителей склониться «под сень надежную закона», поэт грозит деспотам расплатой за зло:

Тираны мира! Трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Судьба обездоленных болью отзывается в сердце Пушкина. На фоне великолепия природы поэт изображает дикие нравы российской жизни:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Гармония в природе резко сменяется описанием положения простого народа:

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Пушкин, до глубины души возмущенный этим, горит желанием увидеть свою страну свободной от рабства. Надежда на всеобщее счастливое будущее органически связана с творчеством великого поэта. Пушкин готов посвятить России «души прекрасные порывы». Именно поэтому пушкинские строки были горячо восприняты в среде декабристов. Вера в торжество идеалов свободы объединяла лучших людей России:

Товарищ, верь, взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В этих словах из послания «К Чаадаеву» звучит глубокая убежденность поэта в правильности выбранного пути. Пушкин в годы реакции причисляет себя к братьям тех, кто потерял свою свободу в борьбе за счастье других. Концовка стихотворения «Во глубине сибирских руд…» напоминает луч света в мрачном подземелье:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В то время, когда о декабрьском восстании старались не вспоминать, Пушкин говорит о своем духовном единении с осужденными и повешенными. В стихотворении «Арион» поэт в иносказательной форме заявляет:

Я гимны прежние пою…

Таинственный певец Арион — это сам Пушкин, потерявший друзей, оставшийся верным своим убеждениям. Тема свободы человека продолжала волновать поэта. В стихотворении «Анчар» дан яркий пример страшной судьбы раба, жизнь которого полностью зависит от воли господина. Пушкин философски освещает проблему человеческих отношений, проповедует просвещенность и гуманизм.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина неповторима и многогранна. Читая пушкинские строки, особенно остро чувствуешь, почему «не зарастет народная тропа» к памятнику, который воздвиг себе поэт своим творчеством. Певец вольности, истинный патриот России, Пушкин заслужил всеобщую преданность потомков тем, что пробуждал «чувства добрые» и призывал «милость к падшим».

Творчество Пушкина обогатило нашу культуру произведениями исключительной художественной силы. Великий поэт отразил мысли и чувства передовых людей своей эпохи. В пленительных стихах он воспел жизнь родной страны, показал неисчерпаемые духовные богатства русского народа, его великую творческую мощь.

Замечательную характеристику Пушкина еще при жизни поэта дал Гоголь. «При имени Пушкин, — писал он, — тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…».

Передовой человек своего времени, гениальный и прозорливый художник, Пушкин предсказывал высокое предназначение своей родины. С огромной силой художественного мастерства отразил он в своем творчестве характерные черты современной ему русской действительности. В царской России, в мрачную пору николаевской реакции, Пушкин мечтал о том времени, когда народы, «распри позабыв, в великую семью соединятся».

Все народы были равны перед лицом пушкинской музы. В «Капитанской дочке» поэт рисует своеобразие характера казачества и башкир. Пушкин одним из первых в литературе отметил особенности народа Грузии, храбрость и одаренность грузин. Русский поэт сознавал себя певцом многонациональной страны. Он предвидел, что со временем его будут знать все народы России: «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгуз…».

В пушкинскую эпоху все народы объединились перед лицом «грозы» – Отечественной войны 1812 года. Под впечатлениями событий этого времени вырастало пушкинское поколение. Любимый лицейский товарищ Пушкина, Пущин, в своих воспоминаниях рассказывает, как распространилось патриотическое движение среди молодежи. Он писал: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве».

Пушкин, вспоминая Отечественную войну с Наполеоном, писал много лет спустя:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

Поэта восхищали храбрость, отвага, готовность к самопожертвованию, презрение к смерти, свойственные русским людям. В каждом ратнике России поэт видел богатыря, у которого цель – «иль победить, иль пасть в пылу сраженья». Поэт гордится своим народом, который дал сокрушительный отпор иноземному завоевателю и отстоял честь и независимость своего отечества. Он любит Москву – сердце России, глубоко ощущает ее величие и ее очарование.

Проникновенно, голосом человека, для которого боль родины есть то же, что его личная боль, счастье родины — его личное счастье, Пушкин говорит о великой роли Москвы в 1812 году:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

С чувством величайшей патриотической гордости рисует Пушкин разгром Наполеона и освобождение Европы в результате блестящих побед русского оружия.

Пушкин видел силу русских прежде всего в патриотическом чувстве всего народа:

Страшись, о рать иноплемённых!

России двинулись сыны.

Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем возжены.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Обаяние пушкинской лирики, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Обаяние пушкинской лирики.

    
    Наверх