Образ матери в современной поэзии А. Малышко, Б. Олейника, В.Симоненко

15.01.2010

Тема материнства — одна из самых популярных в украинской литературе. К величественной оде, спетой матери Тарасом Шевченко, с годами приобщались новые и новые голоса. Нет, вероятно, ни одного украинского писателя, который бы не вспомнил с признательностью родную мамочку. Ведь мать – это первооснова жизни. Именно эту мысль отстаивал в своей поэзии Андрей Малышко. Корни глубокой символичности образа матери в поэзии Малышко уходят в детство. Так как в детстве строятся первые и крепчайшие основы любви, духа, характера поэта.

В своей «Автобиографии» он, в частности, вспоминал, что материнские песни запечатлелись в его памяти на всю жизнь. Только одно в них не удовлетворяло мальчика: печальные концовки. Не могло его чуткое сердце мириться с трагической гибелью казака, которому черный ворон глаза клюет… И тогда Андрей перекомпоновывал песню по-своему: нет, не убит казак – ранен, вылечили его добрые люди, да и вернулся он домой. Таким было начало поэтического творчества. Из сыновьего чувства признательности родилась настоящая жемчужина украинской лирики – «Песня о рушнике». В стихотворении образ матери воплощает извечную философию жизни:

  • Родная мама моя, ты ночей не доспала,
  • И водила меня в поля на край села,
  • И в дорогу далекую ты меня на заре провожала,
  • И рушник вышитый на счастье дала.

С особой нежностью пишет о родной матери Борис Олейник. Вечной звездой, седой ласточкой, седым солнышком была для сына мать и такой осталась она после непоправимой потери («Мама, вечер догорел»). Трогательно поэт воспевал мамино бессмертие, светлую память о ней:

  • Там, где ты когда-то шла,
  • Тихая тропа заплесневевшая
  • Рожью-Судьбой Рассветной,
  • Чудом-сказкой.
  • Юным подсолнечником.

Цикл поэм «Седое солнце мое» посвящен памяти матери, и по определению литературоведов является настоящим художественным достижением Бориса Олейника. Состоящий из девяти поэм, написанных разными стихотворными размерами, в каждый раз различной психологической и художественной тональностью, цикл несет в себе и исповедь сына перед памятью матери, и преклонение перед ее честной трудовой жизнью, и раздумья о назначении человека на земле. Художественная сила стихов о матери определяется не только правдивым воспроизведением человеческих чувств, необыкновенной эмоциональностью, родниковой чистотой слова. Как это присуще Олейнику в стихах трагического звучания, он охватывает широкие горизонты человеческой жизни с его морально-духовным опытом и со всей памятью души. Искренними чувствами к матери пронизано стихотворение «Лебеди материнства» Василия Симоненко. Экспозиционные строки стихотворения напоминают сказочный чудомир, динамичный, подвижный (недаром строки начинаются активными глаголами – виднеются, сыплют, заглядывает, танцевали, лопотали, щекотали). Глаз читателя то охватывает вселенная с его звездным дождем (Сыплют ночи в лиманы звезд сургуч), то оказывается в доме, обвитом чарами лебединого танца. Тональность мира нередко драматическая (тьму беспокоили воплями петухи – здесь хорошо использована суровая колористика, тревожная аллитерация на «р»); домашний же мир убаюкивающий, яркий (розовый, золотой), кроткий, так как в нем защищает дитя Материнская добрая ласка. «Описательная» часть создает фон, на котором разворачивается монолог матери. Это поток слов внутренних – на это указывает специфическое грамматическое оформление монолога. Жизненная дорога в материнском (и авторском) видении идет словно между двумя рядами понятий: возможности выбора и верности. Выбирать можно все – друзей, жену, по духу брата, выбрать нельзя только Родину. От маминых песен учился поэзии и Василий Стус. До уровня высокой поэзии поднимает признательная сыновья память все нехитрые реалии детских лет:

  • …отцом сделанный стол,
  • кривой на одну ножку,
  • а на столе – четыре руки,
  • мамины и отца.

Поэт возвышает и освящает образ матери как олицетворение чистоты и добра, что не предает, дает веру и силы. В поэзии Стуса пересекаются образы Украины и матери, пересекаются, чтобы явиться в одной неразрывной логической цепочке: «Отчизна, Мать, Жена…».

Борис Олейник «Мать сеяла сон»

  • Мать сеяла сон
  • Под моим под окном,
  • А вырос подсолнечник.
  • И теперь: хоть буран, хоть сорняк иль туман,
  • А мне – солнечно.
  • Мать веяла лен
  • Под моим под окном,
  • А взошло полотно.
  • И теперь: хоть овраги, хоть ветра сквозь бури,
  • А я иду все равно.
  • Мать сеяла снег,
  • Чтоб он мягко – к ногам,
  • А выросло зелье.
  • И хоть январь сечет, а мне за плечом
  • Журавли журавлят.
  • Мать сеяла хмель,
  • Чтобы девушек отовсюду
  • Я привлекал,
  • А они, как на смех, проходили все.
  • Все ж одна – решилась.
  • Мать выбрала лен.
  • И вино уж давно
  • Хмельно так хмелится.
  • И из-под крыльев журавлиных
  • Мне под окно
  • Ноябрь стелется.
  • Только цветом своим
  • При моем окне
  • Не опал подсолнечник.
  • Я несу его в мир,
  • Чтоб не только мне,
  • Чтоб и вам – солнечно.

Понравилось сочинение » Образ матери в современной поэзии А. Малышко, Б. Олейника, В.Симоненко, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Рекомендованные сочинения по зарубежной литературе 9 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Образ матери в современной поэзии А. Малышко, Б. Олейника, В.Симоненко.

    
    Наверх