Образец сочинения – Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

23.07.2011

Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.»

(Из статьи Блока «Интеллигенция и революция»)

Блок восторженно принял Октябрьскую революцию. Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на создание «12» – лучшего его произведения, закончив которое он обычно беспощадно строгий к себе, сказал: «Сегодня я – гений!»

В «12» Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар», в очистительном огне которого должен гореть без остатка весь старый мир.

Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну «музыку» – музыку разрушения. Беспощадно, «со святой злобой» он осудил и заклеймил в своей поэме этот прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное, организованное, созидательное начало социалистической революции не получило в «12» такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй больше от анархической «вольницы»(активно действовавшей в октябрьские дни), нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством партии большевиков обеспечил победу революции.

Ветер, вьюга, метель, снег – это образы, символизирующие стихию

Очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.

В основе произведения – конфликт старого и нового. Их непримиримость подчеркнута резким контрастом «черного» и «белого».

Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных) представлений о раннем христианстве как «религии рабов», проникнутой бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.

Но отдельные недоговоренности и противоречия в «12» искупаются всецело проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. «Вдаль идут державным шагом» – сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что определяет смысл и историческое значение «12» как величественного памятника Октябрьской эпохи.

Поэма «12» сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее перешли в плакаты, газетные столбцы, на знамена первых воинских частей Красной Армии.

«Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию», – призывал поэт. Чистый и сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.

Поэма «Двенадцать» была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря, как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана поэма «Двенадцать».

Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме «Двенадцать» является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер —

На всем божьем свете!

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком – ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени, когда всякий может «подскользнуться» на «ледке» революции, захваченный врасплох ураганом перемен.

В поэме встречается еще один яркий символ – «мировой пожар». В статье «Интеллигенция и революция» Блок писал, что революция подобна стихийному явлению, «грозовому вихрю», «снежному бурану»; для него «размах русской революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять мировой циклон…». Эта идея нашла свое отражение в поэме «Двенадцать», где автор говорит о «мировом пожаре» — символе вселенской революции. И этот «пожар» обещают раздуть двенадцать красноармейцев:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Господи, благослови!

Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. «Апостолы революции» оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь, ревность, страсть – вечные чувства, которые руководят поступками человека.

Также немаловажными в поэме «Двенадцать» являются образы старухи, попа, буржуя – они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката «Вся власть Учредительному собранию!», она не принимает и большевиков («Ох, большевики загонят в гроб!»), но старуха верит в Богородицу, «матушку-заступницу». Для нее важны насущные проблемы, а не революция:

На канате — плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

Старушка убивается — плачет,

Никак не поймет, что значит,

На что такой плакат,

Такой огромный лоскут?

Сколько бы вышло портянок для ребят…

Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою дальнейшую жизнь:

Ветер хлесткий!

Не отстает и мороз!

И буржуй на перекрестке

В воротник упрятал нос.

А вон и длиннополый -

Сторонкой – за сугроб…

Что нынче невеселый,

Товарищ поп?

Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как «безродный», «холодный» пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:

…Скалит зубы.— волк голодный —

Хвост поджал — не отстает —

Пес холодный – пес безродный…

Впереди – Исус Христос.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание «святой злобы» революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы «без креста» к свободе с Христом.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Образец сочинения – Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 11 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Образец сочинения – Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока «Двенадцать».

    
    Наверх