Образец сочинения – «Я голос ваш, жар вашего дыханья…»

27.06.2011

Анна Андреевна Ахматова родилась в Одессе, в семье морского инженера. Детские годы прошли в Царском Селе. Она росла в мире поэзии и литературы. Поэтому уже с ранних лет Анна начала писать стихи. Получив прекрасное образование, она много путешествовала по Европе. Но бурные политические события начала 20 века не могли не отразиться на поэтических взглядах еще юной Ахматовой. В ее лирике запечатлелось очарование, богатство и неповторимость глубоких переживаний. Она тянется ко всему новому, неизведанному. Анна примыкает к поэтическому течению – акмеизму. Символ акмеизма – провозглашать мир таким, каков он есть; с его радостями, пороками, злом и несправедливостью. Именно такая поэзия Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, изменах, одиночестве и отчаянии. Любовь в лирике А. А. небезмятежная, наоборот, она предельна в кризисном выражении: в момент разрыва, разлуки, утраты чувства или первого бурного ослепления страстью. «Мук! ой живой души» платит ее лирическая героиня за любовь. Одна из тайн ее поэтического дара заключается в умении полно выразить самое интимное и чудесно-простое в себе и окружающем мире.

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово

И сказала его – напрасно.

В ее стихах поражает «струнная напряженность переживаний и безошибочная меткость острого их выражения. В этом сила поэзии Ахматовой…

Тесно переплетены в стихах Анны Ахматовой тема любви и тема творчества. В духовном облике героини ее любовной лирики угадывается «крылатость» творческой личности. Трагическое соперничество Любви и Музы отразилось во многих произведениях, начиная с раннего, 1911 года, стихотворения «Музе», где Муза-сестра отнимает «Золотое кольцо» -

Символ земных радостей – и обрекает лирическую героиню на «любовную пытку». Однако Ахматова предвидит, что поэтическая слава не может заменить любви и счастья земного. Интимная лирика А. Ахматовой не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека. Неповторимость ахматовских стихов о любви, оригинальность поэтического голоса, передающего самые сокровенные мысли и чувства лирической героини наполнены

Глубочайшим психологизмом. Как никто другой Ахматова умеет раскрыть самые потаенные глубины внутреннего мира человека, его переживания, состояния, настроения.

О, как сердце мое тоскует!

Не смертного ль часа жду?

А та, что сейчас танцует,

Непременно будет в аду.

Поразительная психологическая убедительность достигается использованием очень емкого и лаконичного приема красноречивой детали (перчатка, кольцо, тюльпан в петлице и т. д.).

Дверь полуоткрыта,

Веют липы сладко…

На столе забыты

Хлыстик и перчатка.

Мы только можем догадываться, почему он, уйдя, забыл свою перчатку… Что-то произошло. Но завтра будет новый день.

«…Сердце, будь же мудро», – говорит нам она. И, если мы умрем от горя утраты, то, может, останется жить наша душа?

«Земная любовь» у А. Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека «земному миру». Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны. Пронизывающая поэзию А. Ахматовой

Идея духовной связи с родиной выражается в готовности пожертвовать ради нее даже счастьем и близостью с самыми дорогими людьми («Молитва»), что впоследствии так трагически сбылось в ее жизни. До библейских высот поднимается она в описании материнской любви. Страдания матери, обреченной видеть крестные муки своего сына, просто потрясают в «Реквиеме». Хор ангелов великий час восславил, И небеса расплавились в огне. Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А Матери:

«О, не рыдай Мене…

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел».

В неразрывности личной судьбы и судьбы народа и страны – истинное величие той любви к человеку и окружающему миру, которое звучит в стихах А. Ахматовой: «А я молюсь не о себе одной…». Таким образом, поэзия А. Ахматовой не только исповедь влюбленной женщины, это исповедь человека, живущего всеми бедами, болями и страстями своего времени и своей земли. В наши дни, Анна Ахматова – самая одаренная из русских поэтесс. Ее стихи отличает неповторимое звучание, особая музыкальность. Они открывают бездну ее сердца, вместившего весь наш изменчивый мир

«Быть поэтом женщине — нелепость», — утверждает герой одного из стихотворений А. Ахматовой. Действительно, большинство женщин, пишущих стихи, прочно занимали место на периферии: Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Евдокия Растопчина… Те, кого не постигла такая судьба, воспринимались как исключения, подтверждающие правило. Ахматова же сказала о себе не без иронии, но с глубоким основанием. «Я научила женщин говорить». И действительно, после Ахматовой женская душа обрела новые возможности самовыражения.

Прежде всего, Ахматова научила женщин говорить о любви — искренне, напряженно, трагедийно. В ее лирике отразились все перипетии этого сложного чувства — ожидание встречи, разлука, измена, переживание разрыва и глубокая тоска:

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Черную и прочную разлуку

Я несу с тобою наравне.

Что ж ты плачешь? Дай мне лучше руку,

Обещай опять прийти во сне.

И через годы об этом чувстве, о глубоких изменениях, порождаемых этим чувством в душе, с той же энергией, с той же открытостью напишет, например, поэтесса Марина Петровых:

Назначь мне свиданье

На этом свете.

Назначь мне свиданье

В двадцатом столетии.

Мне трудно дышать без твоей любви.

Вспомни меня, оглянись, позови!

Но Ахматова говорила не только о муке любви, но и о том чувстве просветления и свободы, которое несет преодоление этой муки. Ахматова утверждает необходимость страдания для роста человеческой души. И после Ахматовой об этом писали многие поэтессы, принимая боль и страдание ради нового знания о себе и о мире. Например, Юнна Мориц пишет:

Уж точно — не будет больней,

Хоть вешай, хоть ставь на костры,

Хоть вкладывай тысячи дней

Во все мои раны персты…

Так в мыслях зайдем далеко,

И так высоко вознесемся,

Что все прояснится легко.

Та же мысль звучит в стихах Бэллы Ахмадулиной:

О боль! Ты — мудрость. Суть решений

Перед тобою так мелка!

И осеняет темный гений

Глаз захворавшего зверька.

Да, всех простить — вот облегченье!

О, всех простить, всем передать,

О нежную, как облученье,

Испить всем телом благодать.

И самое главное, о чем «научила женщин говорить» ахматовская поэзия — о жизни всех людей, о тех страданиях, которые выпадают на их долю. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья», — писала Ахматова в одном из своих стихотворений. С этих позиций совиновности и сопричастности была написана ахматовская поэма «Реквием», в которой воссоздан весь ужас, вся безвыходность, пережитые «в страшные годы ежовщины»:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

«Реквием» был насильственно извлечен из литературного процесса, но это не значит, что он не был прочитан. Говорить правду в лицо палачам, выражать трагедию поколения в те времена, когда все делают вид, что все благополучно, — этому учились русские поэтессы у Ахматовой. Например, современная поэтесса Наталья Рожкова пишет:

Нам стекла под ноги бросали,

Но мы продолжали идти,

Тогда нас живьем закопали,

Чтоб мы не сумели ползти.

Когда на двадцатое лето

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Образец сочинения – «Я голос ваш, жар вашего дыханья…», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 10 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Образец сочинения – «Я голос ваш, жар вашего дыханья…».

    
    Наверх