Основные черты поэтического стиля М. Рыльского

22.06.2011

Перед тем как перейти к характеристике поэтического стиля Максима Рыльского, учитель обращается к классу с просьбой объяснить, что мы понимаем под индивидуальным стилем писателя. Ученики из предыдущих уроков вынесли немало знаний и наблюдений над индивидуальным стилем поэта. Чтобы охарактеризовать стиль писателя, необходимо учитывать, с одной стороны, темперамент, мировоззрение писателя, его эстетические предпочтения и, с другой – образы людей, события, факты действительности, которые он отбирает, обобщает, дает им оценку, а также типичные для него художественные средства, особенности его языка. Особенности стиля проявляются как в содержании, так и в форме художественных произведений. Разнообразие индивидуальных стилей свидетельствует о богатстве талантов в народе, который их породил, о многогранности жизни, отраженной в литературе.

Каковы же основные черты индивидуального стиля Рыльского периода его поэтической зрелости? Стиль Рыльского, как и сам поэт, все время был в движении, развивался. «Простоту радостную взяв за закон», поэт стремился достичь (и достигал) пушкинской ясности и «неслыханной простоты», гармоничного слияния идеи и образа, содержания и формы. Вот эстетическое кредо поэта: «Лишь дойдя склона века, поэзию я понял как простоту такую большую, такое единение точных слов, когда ни тщетной позолоте, ни всяким уловкам тонким нет места… В сердце чистом и горячо, когда эпитет бьет стрелой в самую глубокую суть, когда дорогой прямой тебя метафоры ведут… («Поэтическое искусство»).

Великому мастеру художественного слова, который в совершенстве владел всеми формами классического стихосложения, была ненавистна игра в слово, формалистические выверты. Все художественные средства поэта определялись его эмоциями, мыслями:

«Слова должны быть покорны Чувствам и помыслам твоим И рифмы должны быть верны как друзья в подвиге святом» («Поэтическое искусство»).

Характерной особенностью поэтического стиля Рыльского является органическое сочетание многогранного видения мира, неповторимость и красота эмоций и глубина размышлений над явлениями действительности. Поэт много путешествовал, встречал разных людей, а главное, имел высший дар – дар понимания человека. Конкретный материал действительности постоянно питал сердце и воображение поэта, был той почвой, на которой произрастали глубокие политические, философские и эстетические размышления Рыльского – вроде стихов «Мосты», «Розы и виноград». Не случайно одним из наиболее распространенных и любимых лирических жанров Рыльского является медитация. Немало стихов поэта своей идейной остротой и художественной формой тяготеют к публицистике. В стихах этого жанра поэт продолжает публицистические традиции Тараса Шевченко, Ивана Франко («Товарищам из тюрьмы»), Леси Украинки («Предрассветные огни»), а также своих любимых российских поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, а из своих старших современников – Владимира Маяковского.

Публицистический струя не накладывала на поэзию Рыльского отпечатков декларативности, ибо поэт в основном «уравновешивал» публицистику образным, художественным воспроизведением мыслей и чувств нашего современника. Остро-политические, публицистические по своему характеру стихи («За мир»), стихи-послания («Народам мира», «Бойцам Южного фронта»), стихи-гимны ( «Партия», «Слово о Партии», «Слава русскому народу») и многие другие – это образцы лирики. С особым уважением и любовью поэт пишет о людях свободного творческого труда. Поэт славит труд, «Ибо только из труда вырастает подвиг, ибо только по труду родятся герои, ибо только по труду гений предстает» («Триптих о кобзарях»).

Рыльский опоэтизировал труд чабанов и свинопасов, народных селекционеров и трактористов, ученых и поэтов, артистов и народных кобзарей, создал много замечательных портретов людей нашего времени. Примером могут быть стихи «Тодось», «Новые люди», циклы «Путешествие на Закарпатье», «Щедрость». Великий поэт был влюблен в красоту природы, имел наблюдательный взгляд художника и разум ученого, который думает о сохранении и умножения красоты и богатства родной земли. Пейзажные рисунки Рыльского часто «оживлены», персонифицированы. Природа будто «собеседник» поэта, перед которым он выражал свою радость и свою печаль. Тонкое многогранное ощущение природы, которое, например, нашло свое могучее проявление в стихотворении «Тоска по молодости», свидетельствует о большом сердце поэта, красоте и неповторимость его эмоций.

Максим Рыльский умел опоэтизировать обычное, обыденное, увидеть в нем красоту социалистической жизни. Так, величие советской Родины раскрывают детали, возвышенные талантом поэта до уровня символов: «удар молотка и руль тракториста неутомим, и скалы разбиты, и покорна река, комбайны и домны» («Моя Родина»). Во многих своих произведениях поэт достиг гармоничного единства содержания и формы. Его мастерство, как и каждого выдающегося писателя, – это не сумма готовых художественных приемов, а высокий уровень идейно-художественного изображения действительности. Рыльский умеет преподнести важнейшие идеи времени по-своему, воплотить их в оригинальные образы яркими художественными средствами. Максим Рыльский имел свои любимые темы, разработке которых он уделял больше внимания. Чтобы раскрыть любимые темы, он ищет и находит интересные факты прошлого и настоящего, своим талантом возвышает их до уровня символов – образов большой обобщающей силы. Поэт создает лирические портреты рядовых людей нашей страны, которые своим трудом приближают «сияние такого дня, которому душу я готов отдать» («Записная книжка»). Утро и день, весна и лето, теплые дни сбора винограда – это символы больших этапов в жизни нашей страны.

Своим творчеством М. Рыльский доказал неувядаемость и красоту такой формы стиха, как сонет. Эта строгая форма, не терпящая слова лишнего, служит у Рыльского, в частности, для создания лирических портретов выдающихся деятелей культуры («Франко», «Два сонета о Горьком»), для размышлений об искусстве («Сикстинская мадонна», «Афродита Милосская») , для выражения важных политических мнений («Неугасимая заря», «Весна человечества»). Поэзия Максима Рыльского чрезвычайно богата жанрами. В лирике – гражданские (политические) стихи, стихи-порт, стихи-размышления, песни, пейзажные рисунки. Поэмы его всегда имеют лиро-эпический характер. Написанная во времена тяжелых испытаний народа, поэма «Жажда» своим разнообразием размеров и стилевых переходов напоминает поэму Тараса Шевченко «Гайдамаки».

В украинской литературе М. Рыльский занимает выдающееся место как мастер языка. Он прекрасно владел живым языком народа, создавал на его основе новые лексические формы. Примером могут быть вышеприведенные сложные эпитеты, а также новые глаголы, существительные и т. д. Так, о дружеской встрече композиторов Лысенко и Чайковского в Киеве поэт говорит: «Высокий дух их благороден» («Над Днепром»), а созидательный труд советских людей поэт характеризует неологизмом: «Человек превращает в сад пустыню…» («Весенние воды»). Национальное своеобразие поэзии Рыльского в богатой красочной речи, в широком использовании образов и художественных средств фольклора и развития лучших традиций писателей-классиков, в создании национального характера украинской советской эпохи. Целесообразно на уроках, посвященных изучению стиля писателя, проводить сопоставления близких по идейно-тематическому содержанию произведений разных авторов. Это приучит учеников видеть не только то, что сближает, но и то, что отличает стили поэтов.

Понравилось сочинение » Основные черты поэтического стиля М. Рыльского, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Примеры сочинений по зарубежной литературе 8 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Основные черты поэтического стиля М. Рыльского.

    
    Наверх