«Отцы и дети» по-украински (повесть «Тучи» И. Нечуя-Левицкого)

27.04.2010

1860-те года… Особая пора в жизни прогрессивной интеллигенции Русской империи, года своеобразной «оттепели». Это было горячее время в русской литературе, когда мир увидел Базарова Тургенева и критику на него Писарева, а «Основа» расшевелила украинский вопрос. Атмосфера этих времен и оживает под пером И. Нечуя-Левицкого в повести «Тучи».

Своей тематикой, колом затронутых проблем она существенным образом отличается от всего того, что уже было создано писателем и его предшественниками и современниками. Самым удивительным было то, что главными персонажами в произведении стали украинские интеллигенты. Конечно, царская цензура враждебно восприняла «Тучи», изымались целые страницы и разделы текста, писатель вынужден  был сокращать те места в произведении, где разоблачались реакционные деятели, подавались смелые высказывания, объективные оценки тогдашней действительности.

Однако Нечуй-Левицкий не оставлял работы над произведением и вдоль почти сорока лет возвращался к нему, перерабатывал его, совершенствовал. Что же его принуждало? Наверное, печальные и бесконечные мысли об Украине, ее нищенском положении, духовном упадке. Художник искал пути, которые бы вывели родной край из недоли. Он сам всю жизнь трудился для родной культуры, украинского слова, был настоящим патриотом и подвижником – стремился взбудоражить огонь гордости и чести в душе каждого украинца, верил, что это произойдет тогда, когда на Украине будет как можно больше просвещенных, национально сознательных и трудолюбивых людей.

В произведении поставлены вопросы, которые не теряют своей остроты и ныне. Как разогнать над Украиной тучи, которые веками сгрудились над ее культурой, языком, Народом? Как убедить народ в необходимости свободного и умного бытия, чтобы ожил и был счастливым этот Богом благословенный край и его люди?

На эти вопросы автор не дает исчерпывающего ответа, но побуждает думать, осмысливать, искать пути возрождения Украины и утверждения своего места в ней.

Нечуй-Левицкий изображает драму национального упадка Украины в обстоятельствах николаевской деспотии с ее русификаторской политикой. Темнота, безграмотность народа, засилие чужеземного языка. Автор рассказывает две поучительные Истории, которые временами переплетаются, и будто сопоставляет-противопоставляет двух своих героев – Степана Воздвиженского и Василия Дашковича.

Сразу ощущаешь, что симпатии самого писателя явным образом не на стороне Воздвиженского. Это малокультурный человек, который не уважает права чужой собственности, любит выпить. О будущей жене размышляет как о наемнице или служанке. Он корыстный и лицемерный. Вера в Бога для него – лишь ритуал, способ завоевать благосклонность профессоров и духовный отцов, а затем занять удобное место службы. Степан часто «играет комедию», легко предает, бесстыдно одурачивает.

Воздвиженский – никчемный преподаватель, заноза на нашей земле, которая стремится верховодить, иметь от всего выгоду. Он деспот и реакционер, душитель любых прогрессивных идей. Такие, как Воздвиженский, и воплощали русификаторскую политику царского самодержавия, были душителями всего украинского.

 

Дашкович же – наоборот: тихий, опрятный, расположенный к знаниям, целенаправленный. Он привлекает к себе настоящей казацкой красой, поэтичностью души, замечательным голосом. У Своего народа он научился трудолюбию, высокой культуре и мудрости. Стал профессором, снискал уважение среди студентов и коллег. Его приглашают в Московский университет, но он остается верным своему краю, возвращается в Киев и сплачивает вокруг себя прогрессивную молодежь.

Почему же Дашкович, высоконравственный, любящий сын Украины, фактически не дошел к своей «ясной и простой цели»? Почему талантливый ученый, профессор Дашкович постепенно становится «пропащей силой»? Может, из-за того, что был бездействующим, полагался лишь на образование и культуру? Его программа – это программа не реформатора, а просветителя. Научные его поиски далекие от жизни и насущных проблем Украины. Его привлекают славянофильские идеи, и он все больше отходит от своего естественного украинства, превращается в кабинетного ученого, которого восточная философия интересует больше, чем Украина. Украина угасает в нем, так же и он угасает для Украины.

Эту печальную историю Нечуй-Левицкий завершает жуткой картиной, которая

возникает во сне Дашковича, который приезжает в родное село и застает вместо родительского дома порослую сорняками развалину. В том  страшном сне все кругом начинает вдруг проваливаться в землю — родительский дом, церковь, гора, люди, озера  разливаются и затапливают село, а с ним — и самого Дашковича… 

Постепенно тема «родителей» перерастает в тему «детей», центральной фигурой становится Павел Радюк  из Полтавщины, студент Киевского университета. Предводитель среди ровесников, молодой человек, которого все любят «за ум, доброту и искренность», Павел хочет «приложить к жизни своего народа и Украины» идеи европейского просвещения. Этот герой – продукт той атмосферы, которая воцарилась в Русской империи в самом начале 1860-х годов. Интеллигентов, которые тогда жили теми же идеями, что и Радюк в повести «Тучи», называли украинофилами.

 Приехав к родителям, Павел заявляет: «Мы народники…, мы националы…, мы демократы». Он немного театральный, многословный, приподнятый над толпой, особенно тогда, когда демонстративно одевает вышитую рубашку и свиту, чем шокирует своих родных. Павел охотно возглашает целые речи и этим немного напоминает Евгения Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети». Он имеет программу действий, которая близка  к народнической, ищет способы предотвратить человеческие беды, вместе с единомышленниками изучает историю Украины.

Радюк пылко дискутирует со славянофилами, которые боятся украинского языка и «варваров из Парижа», отстаивает идею женской эмансипации, читает крестьянам Шевченко, защищает европейство на национальной почве… Тем не менее этот герой – весь ( в речах, в пышной риторике. В своих полетах воображения он бывает наивным, и тогда и ему помогают спуститься на грешную землю).

Сказав много слов о важности «науки и просвещении», Павел в конце концов берется с друзьями за организацию воскресных школ, издание книжечек для народа, обдумывает планы относительно создания исторического музея и народного театра…

Радюк стремится жить честно, хочет поделить с народом его судьбу, приблизиться к нему. Но и у этого юноши мало в характере деятельной силы, чтобы разогнать тучи над Украиной. Нечуй-Левицкий будто предостерегает: одно дело провозглашать, а второе – выполнять задуманное.

После 1863 года реальным Радюкам придется нелегко – их будут высылать из Украины. Поэтому й Нечуй-Левицкий завершил свою повесть зловещими предчувствиями. Его Павел Радюк вынужден оставить Киев и податься служить на Кавказ. Мы не знаем, как сложится дальше его судьба, но хочется верить, что зажигательный и искренний в своих мечтаниях Павел Радюк не превратится в равнодушного обывателя. Когда писались «Тучи», жизнь еще не дала ясного ответа на вопрос об исторической перспективе Радюков.

 

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » «Отцы и дети» по-украински (повесть «Тучи» И. Нечуя-Левицкого), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Рекомендованные сочинения по зарубежной литературе 9 класс
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: «Отцы и дети» по-украински (повесть «Тучи» И. Нечуя-Левицкого).

    
    Наверх