Пантелеймон Александрович Кулиш (1819-1897)

10.02.2010

Изучение творчества П. Кулиша в программе курса литературы для средней школы является одной из самых сложных и для учителя, и для учеников. Речь идет, прежде всего о том, что имя этого выдающегося писателя долгие годы, где-то с начала 30-х годов, было исключено не только из школьных программ, а и из истории украинской литературы вообще. Еще одно обстоятельство, которое затрудняет изучение творчества П. Кулиша – это сложность и противоречивость его характера, его мировоззрения, всего литературного творчества и общественной деятельности.

Оценки, которые давали П. Кулишу и его современники, и последователи, и нынешние исследователи, являются тоже далеко не однозначными, противоречивыми, временами взаимоисключающими. И вся эту сложность нельзя обойти учителю, работая над указанной темой. Все три варианта школьных программ предусматривают изучение творчества П. Кулиша, хотя и с небольшими расхождениями. Во все программы включены роман «Черный совет», а поэтические произведения изучаются лишь по программе Института педагогики и Института литературы им. Т. Шевченко. Есть еще одна особенность: программа кафедры истории украинской литературы КГУ рекомендует изучать творчество П. Кулиша в девятом классе, другие две – в десятом. На наш взгляд, наиболее оправданным является изучение творчества П. Кулиша в девятом классе – сразу же после изучения творчества Т. Шевченко. Аргументировать этот выбор можно тем, что важнейшее произведение П. Кулиша – роман «Черный совет», издан в 1857 году, еще при жизни Шевченко. Приблизительно на этот же период приходится и выход первого, самого весомого  сборника писателя – «Рассвет» (1862), а также фольклорно-этнографического сборника в двух томах «Записки в Южной Руси» (1856-1857). Именно эти произведения и определили место П. Кулиша в историко-литературном процессе, сыграли важнейшую роль в истории украинской культуры.

Жизненный и творческий путь Пантелеймона Александровича Кулиша, или, как он сам себя называл на старосветский порядок, Панька Олельковича, приходится на 50— 90-е годы XIX столетия. Это был сложный период становления новой украинской литературы и культуры вообще, утверждения национального сознания украинского народа вопреки жестоким стараниям русского самодержавия и русского шовинизма удушить украинский язык, культуру, превратить украинцев в «малоросов». Могущественный голос Т. Шевченко был первым ударом колокола, который пробудил национальное самосознание народа, напомнил украинцам, что они – украинцы. Но время нуждалось в могущественных талантах, всесторонне одаренных людях, способных возвести величественное сооружение новой культуры, нового духовного мира народа, осмыслить его тысячелетнее прошлое, его историю, поднять литературу до уровня высочайших мировых достижений, создать театр, утвердить самобытные философские взгляды на природу, человека, общество, развить школу, образование…

И все это – противостоя русификаторским нажимам русского империализма, преодолевая всяческие препятствия и запреты. И Украина родила таких титанов, которые были способны «держать небо на плечах» (Лина Костенко), создать ту высоту, к которой стремился народ. Это был универсально одаренный гений И. Франко – нет ни одной гуманитарной области, в которую он не внес бы весомого вклада. Это был писатель, издатель, педагог, лингвист Б, Гринченко, который «больше работал, чем жил»; М. Старицкий – прозаик, поэт, драматург, театральный деятель, режиссер, актер; другие подвижники – Леся Украинка, В. Винииченко, А. Олесь, С. Васильченко. В этом знаменитом ряду стоит и имя Пантелеймона Кулиша – всесторонне одаренного писателя, общественного деятеля, фольклориста, критика и литературоведа, издателя, историка, педагога, переводчика, человека кипучей энергии и сверхчеловеческой трудоспособности. А прежде всего, это был большой патриот Украины, который доказывал свою любовь к родной земле не голыми словами, а повседневной неутомимой работой в течение всей своей жизни.

Родился Пантелеймон Александрович Кулиш 8 августа 1819 года в городке Ворониж Глуховского уезда на Черниговщине (теперь Шосткинского района на Сумщине). Отец его походил из казацкой старшины, имел право на дворянство, хотя и утратил его (вспомним историю Мартына Борули), мать была дочерью сотника. Маленький Панько научился грамоте дома, от старшей сестры Леси. Еще с детства мальчик пришел в восхищение от народного творчества, пересказов, песен о казацком прошлом, которые слышал от Леси и от матери, о которой позднее вспоминал: «Песня была для нее не игрушкой, она думала песнями. Сидя за работой, она никогда не умолкала, только, было, вздохнет, призадумается и снова поет. А среди беседы у нее было что ни слово, то поговорка». Отсюда, наверное, корни того богатого, цветистого языка произведений П. Кулиша…

Позднее его отдали на обучение в Новгород-Северскую гимназию, директором которой был известный украинский писатель и педагог И. Тимковский. Из стен этого учебного заведения вышло  немало  высокообразованных  людей,  деятелей  украинской культуры, в частности М. Чалый – первый биограф Т. Шевченко и выдающийся педагог К. Ушинский. Там произошло событие, которое определяющим образом повлияло на судьбу юного гимназиста. Он ознакомился со сборником украинских народных песен, изданных  Максимовичем, первым ректором Киевского университета. Сборник произвел на него огромное впечатление. Мальчик выучил его наизусть и сам начал записывать народные песни. На гимназийные года приходятся первые попытки литературного творчества Кулиша – там он написал рассказ «Цыган», который представляет собой обработку услышанной от матери сказки. Гимназии П. Кулиш не закончил. Некоторое время занимается частным учительствованием, одновременно собирает и записывает фольклор.

Страницы: 1 2 3

Понравилось сочинение » Пантелеймон Александрович Кулиш (1819-1897), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Пантелеймон Александрович Кулиш (1819-1897).

    
    Наверх