Пересказ содержания пьесы Фонвизина «Недоросль». Действие 3-4

24.12.2009

Действие третье. Увидев из окна подъезжающую карету, Правдин кинулся навстречу Стародуму. С первого же слова Правдина поразило то, как просто разговаривает этот человек. Стародум воспитывался отцом, который служил при дворе Петра и усвоил простое обращение с людьми. Он вспоминает, как отец учил его «иметь сердце, иметь душу», что делает человека человеком «во всякое время». «На все прочее мода: на умы мода, на знание мода, как на пряжки, на пуговицы». Главное, считает Стародум, это душа, без которой «просвещеннейшая умница — жалкая тварь». Стародум приехал к Простаковым, чтобы избавить свою племянницу Софью от этих людей. Однако он не решается действовать сразу: одно из его правил — «в первом движении ничего не начинать».

Стародум рассказывает Правдину, что в молодости он этого правила не соблюдал и нередко обижался на тех, кто обходил его в чинах: «Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Правдин замечает Стародуму, что при таких нравственных принципах его место при дворе. Но Стародум, бывавший при дворе, долго там не задержался. «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Неожиданно входит Софья, жалуясь Правдину на невероятный шум, и видит Стародума. Софья кидается к нему. Стародум рассказывает ей, что уехал в Сибирь, где зарабатывают деньги, не променивая их на честь и совесть, чтобы обеспечить будущее племянницы. «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное,— говорит он.— А душевного почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам».

Явление III

Между братом и сестрой идет отчаянная драка. Как ни старается Ми -лон их разнять, ничего не выходит. «Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться!»,— кричит Простакова.

Она объясняет, что сцепилась со Скотининым, защищая сына: «Слыхано ли, чтоб сука щенков своих выдавала?» Вдруг она видит Стародума и спрашивает, кто этот приезжий господин. Правдин представляет ей ет Простакова не может опомниться от неожиданности, она кричит, зове  мужа.

Явления IV—VI

Вбегает Еремеевна. Простакова набрасывается на нее: «А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня вдоме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет? Палашка где?» Нянька отвечает, что Палашка захворала, «лежит с утра». Простакова: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!» Она велит сейчас же объявить мужу и сыну, что приехал дядюшка Софьюшки, «второй родитель наш». Стародум объявляет, что с утра увозит племянницу в Москву, составить ей счастье, выдав замуж за достойного человека. Все поражены. Стародум уточняет, что достойного мужа Софья должна выбрать себе сама. Простакова расхваливает Митрофана и, чтобы убедить Стародума выдать за него Софью, рассказывает о том, как она не жалеет последней копейки на воспитание сына.

Явления VII— VIII

Пока Стародум отдыхает с дороги, Простакова решает заставить Митрофана засесть за учебу, чтобы гость увидел его усердие. За труды она обе -щает сыну сразу же женить его. Митрофан нехотя соглашается: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел». Матушка его усаживается рядом вязать кошелек: «Со-фьюшкины денежки было б куды класть». Цыфиркин задает Митрофану задачу о том, что, гуляя втроем, они нашли триста рублей. Задача состоит в том, чтобы поделить найденное на трех человек. Тут Простакова не выдерживает: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Цыфиркин задает своему ученику новую задачу. Простаковы платят учителю за работу десять рублей в год. Митрофан должен сосчитать, сколько полагалось бы Цыфиркину в год, если бы Простаковы прибавили ему еще десять рублей жалования. Митрофан пыхтит, вычисляет, никак не может решить.

Явление IX

Возмущенные Кутейкин и Цыфиркин стыдят Вральмана, который зря ест свой учительский хлеб. Вральман пытается отбиваться, но Кутейкин с Цыфиркиным подступают к нему с доскою и часословом. Вральман бежит.

Действие четвертое

Явления I— VII

Стародум заводит с племянницей разговор о воспитании, о нравах в обществе, о том, каких правил следует держаться. Он советует девушке выбирать хороших друзей, которым будет важны ее сердце и душа, просит племянницу не огорчаться, если недостойные люди будут о ней низкого мнения. Стародум уверен, что люди завидуют не толь-” ко тем, кто богат и знатен, но и тем, кто добропорядочен. Стародум говорит о тщетности богатства, о том, что счастье не в должностях, а в служении отечеству. «Подумай, что такое должность,— объясняет он Софье.— Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем и^от кого зависим. Если б так должность исполняли, как об ней твердят… дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить». Разговор Стародума и Софьи прерывает камердинер. Он приносит письмо из Москвы от давнего друга Стародума, графа Честона, который прочит в мужья Софье своего племянника, офицера Милона. Стародум ничего не знает о нежной привязанности Софьи к Милону, но как только это выясняется, с радостью благословляет их брак. Неожиданно появляется Скотинин. Он не сомневается, что Стародум отдаст за него свою племянницу и уверяет, что его не пугает такая просвещенная невеста, как Софья, ибо в каждом деле его интересуют не Люди, а свиньи. Правдин, Милон и Стародум весело разыгрывают Скотинина, который так и не понимает своего смешного положения.

Явление VIII

Входит Простакова с сыном. Он несет свои ученические принадлежности.

Простакова произносит перед гостями речь о воспитании Митрофана и просит Стародума проверить, хорошо ли мальчик усвоил науки. Стародум, извиняясь, отказывается: если Митрофанушка учился у Цыфиркина и Кутейкина, то и спрашивать его нечего. По—настоящему любопытно Стародуму узнать, каким предметам учил его Вральман. Правдин, смеясь, говорит, что грамматику Митрофан освоил хорошо. Милон подсказывает, что такие же знания у него, наверное, и в истории. Простакова соглашается: «он еще сызмала к историям охотник». И Скотинин любит истории, которые ему на ночь рассказывает выборный голова. А вообще—то всем им — и Митрофану, и Вральману, истории рассказывает скотница Хавронья. Стародуму показалось знакомым имя «Вральман», но он не может припомнить, где его слышал. Правдин задает Митрофану новый вопрос, о географии. Митрофан слыхом не слыхивал о такой науке. Как мать ни настаивала, он ничего не мог сказать. Простакова сама взялась выяснить, что это за премудрость и для чего она может сгодиться. Стародум иронично объясняет:


Самые популярные статьи:



Домашнее задание на тему: Пересказ содержания пьесы Фонвизина «Недоросль». Действие 3-4.


Наверх