Пересказ сюжета комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 1-3

24.12.2009

Действие первое. В доме парижского мещанина господина Журдена звучит музыка — серенада, заказанная хозяином. Здесь же присутствуют учитель музыки и учитель танцев. Все вместе они обсуждают достоинства мелодии. Учитель музыки очень доволен тем, что ему удалось получить работу у человека, помешанного «на дворянстве и на светском обхождении». Учитель танцев считает, что «самая приятная награда — видеть, что творение ваше признано, что вас чествуют за него рукоплескания». Его коллега готов смеяться над этими словами, ведь учитель танцев не меньше славы любит денежки Журдена.

Появляется и сам хозяин дома. Он опоздал к началу занятий, поскольку вынужден теперь одеваться как важные вельможи. На плечах у него новый халат, под ним — новый костюмчик для домашних занятий, но главное — новый костюм для приемов, он покажет учителям позднее: его еще заканчивает портной. Наконец, сидя в халате, Журден превращается в слух. Перед ним появляется певица. Едва она спела четыре фразы, какЖурден заскучал. Он тут же припомнил простенькую народную песенку, которую и пропел с большим удовольствием. Учителя пытаются вернуть мысли своего ученика к музыке. Они вызывают певцов и разыгрывают музыкальный диалог. Певица и певцы поют о любви и верности. Журден вполне оценил высокое искусство: «По—моему, ловко закручено,— заключает он.— Кое—где попадаются очень занятные словечки». Учитель танцев предлагает хозяину посмотреть и на его достижения. ПередЖурденом пляшут четыре танцовщика, которыми руководит учитель танцев.

Действие второе. «Танцоры откалывают лихо»,— заключает Журден, просмотрев балетное представление. Он объявляет учителям, что ждет в гости важную особу, для развлечения которой потребуется их искусство. Учителя рассказывают ему, что у знатных вельмож даются концерты, и хозяин решает тоже устраивать у себя музыкальные вечера.

Для достойного приема важной особы г-н Журден разучивает учтивые поклоны. За этим занятием его застает учитель фехтования. Он прямо приступает к делу: выдает ученику рапиру и наставляет его в искусстве фехтовать. Журден старается изо всех сил, но учитель легко наступает на него и колет несколько раз. Восхищаясь мастерством ученика, учитель фехтования презрительно отзывается о музыке и танцах, чем вызывает негодование других учителей. Они вступают в перепалку, которая доходит до потасовки. В этот момент в комнату входит учитель философии. Журден кидается к нему и просит помочь угомонить учителей. Учитель философии пытается понять причину ссоры, с важным видом произнося мудрые изречения древних философов. Но учителя не могут успокоиться и пререкаются до того, что оскорбляют и учителя философии. Завязывается общая драка, которую никто не может остановить. Журден отходит в сторону: «Набитым дураком надо быть, чтобы с ними связываться,— говорит он,— не ровен час, так огреют, что своих не узнаешь».

Учитель философии, возвратившись, приступает к занятиям. Он расспрашивает ученика о том, что бы тому хотелось изучать: логику, этику или физику. Журден отказывается от логики: понятия, употребляющиеся в этой науке, «больно заковыристые»; от этики, потому что он «вспыльчив, как сто чертей, и никакая этика» не сможет остановить его: «когда меня разбирает злость, я желаю беситься, сколько влезет»; от физики: «слишком много трескотни, слишком много всего наворочено». Для обучения он выбирает правописание и науку, помогающую узнавать, когда на небе появляется луна. Учитель философии приступает к уроку.

Действие третье. Наконец господин Журден готов к прогулке по городу в новом костюме. Он зовет служанку Николь, чтобы отдать ей необходимые поручения по дому и объявить, что будут гости. «Ваши гости наделают всегда такого беспорядку, что при одной мысли о них на меня нападет тоска», — отвечает служанка. Входит жена Журдена. Она сразу же напускается на мужа, высмеивая его новый наряд и новую жизнь: «Собственного дома не узнать. Можно подумать, что у нас каждый день праздник: с самого утра, то и знай, пиликают на скрипках, песни орут,— соседям, и тем покою нет… Ты учился танцевать? Нашел когда: у самого скоро ноги отнимутся… Не поступить ли тебе в один прекрасный день в школу, чтоб тебя там розгами драли каждый день?»

 Николь особенно возмущается привычками учителя фехтования, верзилы, который то и дело стучит ногами. Г-н Журден стыдит женщин: они кажутся ему грубыми и необразованными.

  • «Вот, например, знаешь ли ты, как ты сейчас говоришь?.. Я вот о чем спрашиваю: то, что я тебе говорю, вот то, что я тебе сказал сейчас, что это такое?
  • Г-жа Журден.  Глупости.
  • Г-н Журден. Да нет. Ты меня не понимаешь. То, что мы оба говорим, вся наша с тобой речь?.. Как это называется?
  • Г-жа Журден. Все равно, как ни назвать.
  • Г-н Журден. Невежда! Это — проза!.. Да. Проза. Все, что проза, то не стихи, а все, что не стихи, то проза. Видала? Вот что значит ученость!»

Таким же образом он учит Николь произносить «У» и корчить рожу. Женщины в один голос ругают Журдена, которого учителя водят за нос, но тот не унимается и заставляет Николь фехтовать с ним. Г-жа Журден наконец делает вывод, что ее супруг «помешался», как завел дружбу с особами из дворянского сословия. Особенно хитрым, изворотливым и противным кажется ей один из последних друзей мужа, который повадился часто ходить в гости и все время занимает деньги; г—жа Журден уже не мечтает получить их обратно. Ее супруг возмущен: общение с графом, который называет его другом, еще больше приближает Журдена к заветной цели: стать как можно ближе к дворянскому кругу.

В разгар перебранки входит сам граф Дорант. Он тут же заводит давно волновавший г—жу Журден разговор о своем долге и просит сейчас же назвать ему сумму долга: дескать, он человек порядочный и привык платить по счетам. Журден робко называет маленькие суммы. Вмешивается его жена; она утверждает, что они уплатили по счетам графа тысячи. Набралась приличная, но некруглая сумма. Граф, удовлетворенный услышанным, просит для ровного счета еще двести пистолей. Журден отправляется за деньгами; его жена едва сдерживает гнев. Получив деньги и пригласив хозяйку на придворный балетный спектакль, Дорант тихонько сообщает Журдену, что ему с трудом удалось уговорить маркизу быть к обеду. Дорант рассказывает, что передал маркизе подаренный Журденом бриллиант и это более красноречивое доказательство любви, чем все те слова, какие Журден мог бы сказать ей лично. Журден распаляется еще больше и заявляет, что купит любовь этой особы любой ценой.

Наблюдая за тихим разговором мужа с графом, г-жа Журден забеспокоилась. Она послала Николь подслушать, о чем шепчутся мужчины, но Журден, заметив ее, отвел графа в сторону. Г-жа Журден понимает, что готовится какое—то секретное дело. Однако больше всего ее волнует судьба дочери, Люсиль. В нее давно влюблен Клеонт, милый юноша, который пришелся по душе и г-же Журден. Николь тоже заинтересована в этом браке: она давно любит слугу Клеонта, Ковьеля, и если свадьбе молодых хозяев удастся состояться, то будет счастливо решена и ее судьба. Николь решает объявить новость Клеонту.

Но тут происходит смешное недоразумение. Клеонт, столкнувшись с Николь, ббъявляет ей, что Люсиль — «коварная изменщица» и, чтобы не быть отвергнутым, он немедленно разорвет с ней первым.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Пересказ сюжета комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 1-3, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Пересказы содержаний произведений
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Пересказ сюжета комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 1-3.

    
    Наверх