Поэт и гражданин Н. Л. Некрасов

29.06.2011



 …Нигде не дышится вольней

 Родных лугов, родных полей…

 Н. Некрасов

 В детстве Некрасов читал запоем, сам пробовал писать. И, покинув в шестнадцатилетнем возрасте отчий дом, он прибыл в Петербург с толстой тетрадью первых поэтических опытов. Правда, сразу начались материальные трудности.

 Дело в том, что отец посылал его в город для поступления в военную школу, а юноша попытался поступить в университет. Узнав об этом, отец отказал ему в деньгах, требуя возвращения отрока домой. Некрасову пришлось худо: «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день».

 Тем не менее литературный успех ему сопутствовал. Сначала в журналах, а потом и самостоятельными сборниками печатал он стихи и рассказы. Только платили ему, как не имевшему в литературных кругах имени, сущие гроши.

 Знакомство с Белинским изменило и мировоззрение Некрасова, и его материальное состояние. Они совместно организовали журнал «Современник», который с первых же номеров занял резкую оппозицию правительству.

 В журнале охотно печатались Герцен, Тургенев, Гончаров. Известно, что почти любой творческий человек просто не может не «бунтовать» против государства. В отличие от обывателя писатель (художник, музыкант) смотрит на реалии сегодняшнего и как историк, и как фантаст, прозревающий будущее, и как микробиолог — различая мельчайшие элементы бытия. Молодежь же всегда революционна, так как обожает перемены. Поэтому «Современник» оправдывал себя идеологически и коммерчески, хотя и доставлял владельцам много проблем.

 После смерти Белинского журнал вместе с Некрасовым вели Чернышевский и Добролюбов. Их нападки на режим становились все более резкими. Вскоре был арестован и сослан Чернышевский.

 И Чернышевский, и Добролюбов высоко ценили поэзию Некрасова. «Любимейший русский поэт, — писал Добролюбов, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила». Чернышевский выражался еще более восторженно: «Его слава будет бессмертна… вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».

 Закрытие журнала уже ничего не изменило в успехе поэта среди народа. Его не только активно печатали разные издатели, его стихи переписывали, заучивали, пели.

 Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но поэт приступил к изданию нового журнала. Его «Отечественные записки» явились прямым продолжением «Современника».

 Против реакции, за передовые идеи боролся Некрасов в эти годы не только как редактор, но и как поэт. Он умел в обстановке террора провести сквозь цензуру, выразить в легальной печати заветные думы и чувства лучших людей эпохи. Страстное ожидание революционного взрыва звучит в его аллегорических стихах, подлинный смысл которых был ясен всем современникам:

 Душно! Без счастья и воли

 Ночь бесконечно длинна.

 Буря бы грянула, что ли?

 Чаша с краями полна!

 Грянь над пучиною моря,

 В поле, в лесу засвищи,

 Чашу вселенского горя

 Всю расплещи!..

 В эти годы создает Некрасов поэму «Мороз — Красный нос», Железную дорогу», начинает работать над лучшим своим произведением — народной эпопеей «Кому на Руси жить хорошо», пишет ряд стихотворений, изображающих горькую жизнь крестьянства («В полном разгаре страда деревенская…», «Пожарище», «Калистрат»). Герои этих произведений вызывали глубокую симпатию читателей и побуждали временно потерпевших поражение революционеров возобновить борьбу за освобождение народа.

«Это был человек мягкий, добрый, независтливый, щедрый, гостеприимный и совершенно простой… – бесхитростный, веселый и грустный, способный увлекаться и весельем и горем до чрезмерности… человек, не заботящийся о завтрашнем дне, когда сегодня надо помочь другому,» – так говорил Панаев о Некрасове.



И, действительно, Некрасов был необыкновенным человеком, еще много подобных отзывов о нем можем мы прочитать у его современников. Но выразительней всего



тот портрет, я думаю, который складывается у нас по прочтению некоторых некрасовских



произведений. Его творчество глубоко проникнуто знанием народной жизни, сочувствием русскому крестьянству. Пылкий патриот своей Родины, он почти в каждом своем произведении старается выразить ту огромную любовь к ней, которую чувствует с детства.,



Если читать стихотворения Некрасова, в которых затронута тема поэта и его назначения,



нетрудно понять, что для Некрасова поэт – прежде всего патриот и гражданин своей



страны, всегда готовый в трудную минуту прийти на помощь своему народу, поддержать



его и вдохновить на борьбу, а тот,





Кто слезы лил в



годину испытанья,



И трепетал под игом



тяжких бед,



И не носил



безропотно страданья,



Тот не поэт! – Своим бодрым духом и крепкими словами поэт должен вселять в сердца людей надежду, открывать перед ними тот светлый путь, ведущий к свободе, а:





Кто духом слаб и немогуч душою,



Ударов жребия могучего рукою



Бесстрашно отразить в чьем сердце силы нет,



…Тот не поэт!





Однако, признавая поэта борца, Некрасов не отрицает и тех, кто посвятил свою лиру чувствам и красоте:





Блажен незлобливый поэт,



В ком мало желчи, много чувства..:



…Ему сочуствие в толпе,



Как рокот волн ласкает ухо… –



Но не таким, по мнению Некрасова, должен быть настоящий поэт. Истиный поэт – тот, кто сумел насытить свои песни жгучей правдой и суровой справедливостью.



Но нет пощады у судьбы



Тому, чей благородный гений



Стал обличителем толпы,



Ее страстей и заблуждений. –



И пусть его преследуют «хулы», вклад его творчества будет настолько велик и важен,



что еще долго, долго потомки будут читать его стихи и благодарить природу за то, что



она посылает на землю таких гениев:



Природа-мать!



Когда б таких людей



Ты иногда не посылала миру,



Заглохла б нива



жизни…



Стихотворение «Поэт и гражданин» наиболее отчетливо



открывает нам взгляд Некрасова на призвание поэта. Тут наиболее ярко выражается демократический дух некрасовской поэзии. Стихотворение построено как диалог, как спор о долге поэта, о роли его в обществе. Не только Некрасов, но и его предшественники не раз обращались к этой теме. Вспомним Пушкина – «Пророк»,



«Разговор книгопродавца с поэтом»,



Лермонтова – «Журналист, читатель и писатель». Эти произведения Пушкина и Лермонтова проникнуты мечтой поэта о читателе-единомышленнике, о публике,



духовно родственной поэту и глубоко понимающей его.



В произведении же Некрасова теперь тот самый читатель-гражданин призывает поэта на требования жизни:



Пора вставать! Ты знаешь сам,



Какое время наступило;



В ком чувство долга не остыло,



Кто сердцем неотступно прям,



В ком дарованье, сила, меткость,



Тому теперь не должно спать… –



Но поэт «хандрит и еле дышит», и «Муза вовсе отвернулась» от него «презренья горького полна». Однако, это еще не значит, что призыв гражданина совершенно чужд поэту. В его



словах нельзя не почувствовать. сурового самообвинения, укоров совести. Поэт не



может простить себе, что душа его «пугливо отступила», хоть угроза была



очень серьезной:



И что ж? …мои послушав звуки,



Сочли их полной клеветой;



Пришлось сложить смиренно руки



Иль поплатиться головой…



-вначале он был силен и неустрашим:



Без отвращенья, без боязни


Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Поэт и гражданин Н. Л. Некрасов, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Поэт и гражданин Н. Л. Некрасов.

    
    Наверх