Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

7.08.2011

В пьесе Островского «Гроза» были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и разгульность молодого поколения. Все персонажи пьесы условно можно разделить на две части: тех, кто считает, что можно получить прощение за любой грех, если потом покаяться, и тех, кто считает, что за грехом следует наказание и нет от него спасения. Здесь возникает одна из важнейших проблем человека в целом и «Грозы» в частности.



 Покаяние как проблема появилось очень давно. Тогда, когда человек поверил в то, что есть высшая сила, и убоялся ее. Он стал стараться вести себя так, чтобы умилостивить своим поведением Бога. Люди постепенно вырабатывали способы умилостивления Бога через определенные действия и поступки. Все нарушения этого кодекса считались неугодными Богу — грехом. Сначала люди просто приносили жертвы богам, делясь с ними тем, что имели. Апогеем таких отношений становится человеческое жертвоприношение. В противовес этому возникают религии монотеистические, то есть признающие одного Бога. Эти религии отказались от жертвоприношения и создали кодексы, определяющие нормы поведения человека. Эти кодексы стали святынями, так как считается, что они начертаны свыше. Примеры таких книг — Библия христиан и Коран мусульман.



 Нарушение устных или письменных норм является грехом и должно караться. Если сначала человек боялся быть убитым на месте, то потом он начинает бояться за свою загробную жизнь. Человек начинает беспокоиться о том, куда попадет его душа после смерти: в вечное блаженство или в вечное страдание. В блаженные места можно было попасть за праведное поведение, а грешники попадают туда, где будут вечно страдать. Тут-то и возникает покаяние, так как редкий человек мог прожить, не совершая грехов, и перечеркнуть свою жизнь из-за нескольких грехов было страшно для всех. Поэтому появляется возможность спастись от наказания, вымолив у Бога прощение. Таким образом, любой человек, даже последний грешник, получает надежду на спасение, если покается.



 В «Грозе» проблема покаяния является наиболее острой. Главная героиня трагедии — Катерина — испытывает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.



 Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно, — опасается не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.



 Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы испытывают страх. Некоторые стараются что-то придумать. Например, Ку-лигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, потому что он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния (хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги мужику и просит прощения за то, что обругал его).



 Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль — чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

Большое зло – уничижать достоинство человека, считая себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека – »мелкой пылинкой».

Достоинство-сознание своих человеческих прав, своей моральной ченности и уважение их в себе. »Гроза»- это высшее достижение Островского в предреформенные годы (1859 г.). Центральный конфликт пьесы, задуманной как социально-бытовая, постепенно достигает истинного трагизма. Драма звучит как призыв к борьбе с устоями феодально-крепостнического строя, призывая к освобождению личности от всяких форм тирании и требования права на свободную жизнь. Этим и определяется ее идейное содержание.

Сюжет произведения невыдуманный. Находясь в командировке от журнала «Современник», Островский путешествовал по Волге и наблюдал ту жизнь, которой жили люди посещаемых им городов. Через некоторое время вышла в свет его »Гроза». И вскоре писатель узнал о трагическом случае самоубийства, происшедшем в одном из приволжских городков, которые он посещал. Этот случай был аналогичен тому, который описывает Островский в пьесе. Тем самым писатель стал как бы провидцем трагедии. В то время все уездные поселения не сильно отличались нравами и порядками друг от друга. Везде царило беспредельное унижение человеческой личности, негуманное отношение к

людям, одним словом, »жестокие нравы».

Что же конкретно они из себя представляют, в чем, где и как проявляются?

Все начинается с семьи, которая живет по »Домострою» и где вся власть над другими ее членами принадлежит старшим, будь то женщина или мужчина. И ярким примером являются Дикой и Кабанова. Один всем вечно недоволен, ругается на домашних по любому поводу и без повода, срывает на них зло, когда не может рассердиться на

высокопоставленное лицо или офицера. Унижает и оскорбляет своего племянника, дабы только тот не получил от него наследства. Другая твердо отстаивает принципы »Домостроя», уничижает невестку, навязывает свою волю сыну Тихону. Но вернемся к невестке. Каково же ее положение в семье вообще, какой была жизнь женщины середины

XIX века?

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Проблема покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза».

    
    Наверх